Блокадный театр. Действующие лица

В 1930-е годы Ленинград был крупным культурным центром. К 1940 году в городе работало 20 театров. Объявление войны 22 июня 1941 года перевернуло жизнь всего города. Ленинград перешел на военное положение. Фронт приближался очень быстро. Горожане готовились к обороне, превращая Ленинград в неприступную крепость.

Театральные деятели не остались в стороне от этого процесса. Многие артисты, режиссеры, музыканты, художники ушли на фронт. Другие участвовали в строительстве укреплений на подступах к городу. Срочно формировались актерские бригады, которые выступали на мобилизационных пунктах. 20 июля начал свою деятельность театр народного ополчения. 

Активное участие в формировании этого театра принял известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали винтовки. Распорядок дня – казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После – военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах.

8 сентября Ленинград оказался в окружении. Осенью фронт стабилизировался, но ухудшалось продовольственное положение города. В ноябре начался ощутимый голод.

 К тому времени почти все ленинградские театры были эвакуированы. В городе оставался театр музыкальной комедии и симфонический оркестр Радиокомитета. В Кронштадте работал театр Краснознаменного Балтийского флота. Осенью 1942 года открылся новый театр – Городской, ленинградцы назвали его Блокадным. Труппу составили артисты Радиокомитета, Театра драмы имени Пушкина, позже – актеры нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии.

Театр Музыкальной комедии

В самое тяжелое время ленинградской блокады, зимой 1941/42 годов, работал театр Музыкальной комедии. На долю этого театра выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.

Представления начинались в три или четыре часа дня, чтобы успеть до комендантского часа. Их прерывали воздушные тревоги и артобстрелы. Своего бомбоубежища в театре не было, зрители и актёры укрывались в соседнем здании Филармонии. После вынужденного перерыва спектакль продолжался. Бывали дни, когда спектакли прерывались и возобновлялись по 9 раз. Зимой приходилось играть в зале, где было минус четыре градуса, а в иные дни и минус 8.

Шёл не только традиционный репертуар: «Холопка», «Баядера», «Сильва», с июля по ноябрь 1941 года труппа сумела подготовить четыре премьеры: «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетёра». На последнем спектакле за кулисами умер от истощения артист хора А. Абрамов, были и другие случаи голодной смерти – в театре погибли 64 человека. Но ни разу ни один спектакль не отменили.

Театр Музкомедии. В гримуборной мужского хора, во время спектакля “Марица”.
Из собрания СПб ГБУК ГММОБЛ

На последнем спектакле за кулисами умер от истощения артист хора А. Абрамов, были и другие случаи голодной смерти – в театре погибли 64 человека. Но ни разу ни один спектакль не отменили.

 

С ноября 1941 года спектакли театра Музкомедии шли на сцене Александринского театра. В конце января спектакли временно прекратились из-за отсутствия электроэнергии. Однако уже с марта 1942 г. спектакли возобновились и проходили при аншлагах. Драматург В. Вишневский, живший в Ленинграде всю блокаду, написал пьесу «Раскинулось море широко» о защитниках города, премьера этой пьесы состоялась 7 ноября 1942 года.

Из отчета о концертно-театральной жизни города-фронта в 1942 году:

«Отсутствие в Ленинграде драматического и оперного театров, в которых ощущался острый недостаток, и наличие в городе достаточных кадров высококвалифицированных драматических и оперных артистов явилось основанием для Управления по делам искусств поставить перед исполкомом Ленгорсовета вопрос об организации в Ленинграде Городского театра, в котором ставились бы драматические, оперные и балетные спектакли». 

Осенью 1942 года театр открылся.

 Начался он со спектакля «Русские люди» по одноименной пьесе К. М. Симонова. Она прошла более 60 раз. 
 Однажды в зале погас свет. Паники не было, но артисты растерялись. И вдруг кто-то из зрителей зажёг карманный фонарик, потом появился второй луч, третий, десятый. Спектакль доиграли. Такие случаи повторялись, пока не установили аккумуляторную батарею.  Городской театр тяготел к пьесам на тему войны («Фронт», «Нашествие», «Жди меня»), однако ставил и классику (например, «Обрыв» И. Гончарова). Безликое название «Городской» не прижилось, горожане называли театр Блокадным.

Сцена из спектакля Блокадного театра И. А. Гончарова «Обрыв» к 200-летию постановки. Артисты: Яйцовская, Никитин.

Из воспоминаний актера Блокадного театра Александра Янкевского: «В июне 1943 г. наша труппа пополнилась артистами, пришедшими в шинелях из агитвзвода Дома Красной Армии в составе: Усков, Никитин, Мойковский, Поначевный, Швец, Яйцовская, Глухова, Костричкин, Мазаев, Сафронова, В. Н. Лебедев, ставший художественным руководителем театра».

Театр КБФ

Театр Краснознаменного Балтийского флота был основан в Кронштадте в 1930 году. В первые годы войны был слит с Ансамблем песни и пляски Балтфлота. 

10 бригад театра работали на островах Сааремаа и Даго, выступали перед защитниками полуострова Ханко, моряками Ладожской флотилии, в тылу противника. В условиях блокады с осени 1941 года театр непрерывно давал спектакли. Художественным руководителем в 1934–56 годах являлся А. В. Пергамент.

В 1943 году заработали БДТ им. Гopькoгo, Филapмoния, oпepeттa пoд рyкoвoдcтвoм Бpoнскoй, Кaмepный зaл, Лeнгocэcтpaдa, циpк, Xopeoгpaфичecкoe yчилищe, Лeтний тeaтp в Сaдy oтдыxa, мyзыкaльнoe yчилищe Koнcepвaтopии, кypcы пo пoвышeнию квaлификaции, мyзыкaльнaя шкoлa для взpocлыx, oпepa, бaлeт, Coюзы хyдoжникoв, кoмпoзитopoв, apxитeктopoв и несколько ДК. Осенью 1944 года возвратились из эвакуации и возобновили спектакли все ленинградские театры.

Осенью 1944 года возвратились из эвакуации и возобновили спектакли все ленинградские театры.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl@cult.gugov.spb.ru