«Всё не вспомнить, но многое и не забыть»
О том, что в Дедовичах откроется музей, мечта многих поколений, жители районного центра знают. И, конечно, ждут этого события. Филиал Санкт-Петербургского государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда будет современным по стилю оформления, подаче материала. И станет местом притяжения не только дедовичан, а с радушием распахнёт двери для всех, кто интересуется историей, кто любит открывать для себя новые знания, получать новые впечатления.
Монтаж выставочных модулей идёт в городе на Неве. А работники музея продолжают собирать, регистрировать, обеспечивать сохранность экспонатов будущего музея и … встречаться со старожилами Партизанского края.
– Важным направлением в своей работе мы считаем живой контакт с теми, кто может поделиться воспоминаниями о военном лихолетье. Ценны самые незначительные мелочи, – отметила заведующая филиалом Г. Н. Голованова, – И мы очень благодарны, людям соглашающимся на встречи.
14 ноября коренная дедовичанка Е. И. Иванова была первой, с кем встретилась методист музея И.П. Васильева.
-Родилась я в дерене Погорелое в 1933 году. Первый класс окончила и началась война, – неторопливо вспоминала Евгения Ивановна. – Сторож дядя Вася принес новость, что немцы рядом. Около обеда машины показались, каких мы не видывал. И пять мотоциклов было, на каждом по три человека в касках. Мы, ребята, с улицы убежали, а в окно смотрели.
…Двухчасовой разговор вместил воспоминания о поляках, что поселились в отчем доме и о том, как пришлось в землянке лесной жить.
– Было страшно и трудно, но когда собирали помощь для ленинградцев, мама два ведра жита отсыпала,- рассказывала Евгения Ивановна, – в осажденном городе остались её сёстры. Поведала собеседница о докторе – немце, что маму спас (такое бывало!) и о Крючковском лагере, о том, как в вагоне со скотом ехали, и как жилось им, работникам, на хуторе в Латвии. Сквозь слёзы вспоминала Евгения Ивановна, как радовался Колька вернувшемуся с фронта отцу, она с младшим братом своего не дождалась, пропал без вести.
– Всё не вспомнить, но многое и не забыть – задумчиво произнесла Е.И. Иванова под конец встречи.
А мы были благодарны этой невысокой хрупкой бабушке, что она нашла в себе силы воскресить в памяти годы войны, нелёгкие послевоенные годы, на которые выпали её детство и юность.