Отмщение за блокаду
23 августа 1943 года завершилось сражение на Курской дуге, в результате которой Гермаия и её союзники окончательно потеряли стратегическую инициативу на Восточном фронте. Победа была достигнута не только благодаря гению советских полководцев, стойкости и мужеству бойцов и командиров Красной Армии, но так же чёткой и слаженной работе тыловых служб, вовремя доставлявших оружие и боеприпасы, а ещё советских конструкторов-изобретателей, которые обеспечили нашу армию новыми изобретениями для борьбы против немецкой бронетехники.
По плану немецкого командования летом 1943 года на Курском направлении предполагалось нанести сокрушающий удар по позициям Красной Армии. Основную роль в предстоящем наступлении отводили мощным бронетанковым «кулакам», в которые входили новые танки PzKpfw V Panther и PzKpfw VI Tiger. Их опасность осознавало командование Красной Армии. Однако к моменту начала боёв на Курской дуге РККА уже располагала новыми средствами борьбы против новейших немецких танков.
Одно такое оружие было разработано сотрудниками Центрального конструкторского бюро 22 (ЦКБ-22), которое в начале войны было эвакуировано из Ленинграда в Пензу, а в 1942 году переведено в Москву. [1] Здесь ленинградский конструктор И.А. Ларионов изобрёл оружие отмщения немцам за блокаду – противотанковую авиационную бомбу (ПТАБ-2,5-1,5).
Конструктор И.А. Ларионов упорно трудился над своим детищем. Вот как описывает первые испытания ПТАБ-2,5-1,5 В.И. Демидов в своей повести «Снаряды для фронта»: «Иван Александрович стоял внизу, почти под сыпавшимися ПТАБами, вёл записи и мрачнел: бомбы «падали беспорядочно по волнообразной траектории…» Увы, знаток боеприпасов артиллерийских, он никогда не был специалистом по авиабомбам и аэробаллистику представлял себе более чем смутно…» [2; С. 227]
Тем не менее после многочисленных технических доработок и внеочередных испытаний, о ПТАБ-2,5-1,5 было доложено И.В. Сталину. Тот был впечатлён поражающими свойствами нового оружия, поэтому дал добро на его производство и скорейшее внедрение в армию. Таким образом с мая по август 1943 года было изготовлено 1613 тысяч ПТАБ-2,5-1,5.
«Для создания фактора неожиданности И.В. Сталин запретил применение авиабомбы до начала сражения под Курском. Оружие считалось особо секретным. Боевое крещение ПТАБы получили 5 июля в ходе начавшегося танкового сражения.» [1; С. 48]
Впоследствии изобретение ленинградского конструктора И.А. Ларионова ещё неоднократно напоминало о себе немцам, как отмщение за блокаду Ленинграда.
«Бомбовые ливни» (лёгкий штурмовик брал на борт 250 штук) вынудили врага в дальнейшем отказаться от бронированных «кулаков» и использовать танки рассредоточенно, с малой эффективностью.» [2; С. 229]
Литература:
АО «НПО ПОИСК» Страницы истории, 85 лет. Исторический очерк/СПб.: «Арт-Экспресс», 2015 – 312 с., илл.
Демидов В.И. Снаряды для фронта: Документальная повесть. – Л.: Лениздат, 1985. – 256 с.
Электронные ресурсы:
1. https://www.oboron-prom.ru/predpriyatiya-4-5.html