Предмет недели: покрывало кружевное со следами от осколка

Краткое описание предмета:


Белого цвета, прямоугольной формы, с геометрическим рисунком, связано крючком. Сквозной прорыв – след осколка от снаряда.

СССР. 1930-1940-е гг.
Хлопок. Домашнее рукоделие.
Р.: 194,0 х 165,0 см
Р. сквозного прорыва: 22,0 х 23,0 см.
КП 19885


Покрывало кружевное, белого цвета, прямоугольной формы, с геометрическим рисунком, связано крючком. На покрывале сквозной прорыв, полученный от осколка снаряда.


Дарителем выступила Зоя Ивановна Михалевская, 1934 г.р., блокадница, ныне проживающая в нашем городе. Покрывало, связанное матерью дарительницы в довоенные годы, было повреждено в годы блокады.

История предмета:


Зоя родилась в семье Савасеевых Ивана Ефимовича и Натальи Степановны. Всего в семье было десять детей, однако в блокадное время семья воспитывала четверых. Мать была домохозяйкой, а отец работал маляром на заводе «Красная заря». У Натальи были живы родители – Степан Никодимович и Екатерина Алексеевна Давыдовы, которые проживали в собственном двухэтажном деревянном доме в Сосновой Поляне, которая была оккупирована в период войны.


Когда умер дедушка Степан, бабушке разрешили пригласить священника для отпевания. После похорон бабушка Екатерина пришла пешком в квартиру дочери и зятя по адресу: Демидов переулок (ныне – переулок Гривцова). Зоя Ивановна помнит, что они жили в доме № 14 в двухэтажном флигеле. В период осады Ленинграда в их дом попал снаряд, по словам Зои Ивановны сильно «жахнуло». В стене квартиры образовалась огромная трещина, сквозь которую можно было посмотреть на улицу.


Семью родителей с детьми переселили в дом № 16, в квартиру №10 на третьем этаже. Маленькая Зоя запомнила, что зимой не работала канализация, и отходы выбрасывали из окон, что приводило к образованию грязных сосулек. Отец Зои был хозяйственным человеком и сумел запасти достаточно дров, они не мёрзли. Иван Ефимович заранее закупил сахар, много заварки для чая, папиросы (сам не курил), которые мать очень удачно обменивала на рынке на продукты. В блокаду в семье умер только один ребёнок – братик Борис (похоронен на Пискарёвском кладбище).


Зоя хорошо помнит, что уже после переезда в дом № 16, случилась очередная «воздушная тревога» (девочка была дома), и снаряд взорвался под их квартирой на втором этаже. От взрывной волны поднялись полы, подскочил тяжелый комод, сильно покорёжило межкомнатные двери. Кровать, на которой было расстелено покрывало, сдвинулась, осколками снаряда покрывало было разорвано. Точной даты Зоя Ивановна не помнит, но, скорее всего, данный эпизод произошёл весной 1942 г. Всю последующую жизнь Зоя Ивановна сохраняла покрывало, даже хотела его починить, но что-то её остановило.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com