29 декабря – 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза В.И. Мыхлика

Василий Ильич Мыхлик родился 29 декабря 1922 г. в селе Солдатское под Николаевом. В РККА – с 1940 г. Закончил Вольское авиатехническое училище, с началом войны переучился на летчика-штурмовика. С весны 1943 г. – на фронтах Великой Отечественной войны.

На Ленинградском фронте Мыхлик начал воевать в январе 1944 г. В одном из первых вылетов на новом месте, при штурмовке автоколонны, был подбит, самолет загорелся, но Мыхлик смог посадить машину возле самой зенитной батареи противника, а затем вместе со своим стрелком трое суток пробирался через линию фронта к своим.

Ленинградская военная печать писала о Мыхлике исключительно мало – вероятно, потому, что он прибыл на фронт относительно поздно. Тем не менее, в июне 1944 г. Мыхлику было доверена почетная миссия: в ответ на благодарность Сталина летчикам-штурмовикам подписать ответное письмо с выражением радости за высокую оценку, данную вождем.

Ничего не было написано (если не считать упоминания) о В.И. Мыхлике и после присвоения ему 23 февраля 1945 г. звания Героя Советского Союза – потому, вероятно, что к этому времени он воевал на другом фронте. Однако когда 29 июня 1945 г. Мыхлик удостоился звания Героя вторично, не рассказать о нем стало просто неприличным, и газета «На страже Родины» поместила статью «Друзья пехоты», вторая часть которой была посвящена Мыхлику. Газета поведала историю о том, как Мыхлик, поддерживая пехоту, поразил цель так эффективно, что остались боеприпасы, и он запросил пехотинцев указать ему другие цели. Поскольку была очередь артиллерии обрабатывать цели, Мыхлик со своим звеном подождал в воздухе, а затем атаковал вновь. Восхищенные работой Мыхлика, пехотинцы потом прислали благодарственную телеграмму.

Последний для Мыхлика бой на Ленинградском фронте произошел в октябре 1944 г., при освобождении Моонзундских островов, во время десанта на остров Даго (Хийумаа). В тот день Мыхлик со своим звеном сделал 16 заходов на цели. При этом расстояние между десантниками и противником не превышало 100 м.

И в последующих послевоенных биографиях Мыхлика подчеркивались его главные качества, затронутые газетой. Во-первых, высочайшая внимательность к обстановке в воздухе и на земле, позволявшая Мыхлику быстро замечать (и, разумеется, метко поражать) цели, даже если они не были предварительно разведаны. Поскольку же эффект боевой работы штурмовиков достигался образцовыми действиями ведущего, а при отражении атак истребителей – слаженными действиями летчиков и стрелков всей группы самолетов, вторым главным качеством Мыхлика стало умение добиться необходимой «слетанности» экипажей.

Первые боевые вылеты Мыхлика были мало результативны – он еще не умел схватывать взглядом поле боя. Но в период боев на Курской дуге Мыхлик окончательно сформировался и как летчик-штурмовик, и как авиационный командир. Всего В.И. Мыхлик совершил 187 боевых вылетов. 

В.И. Мыхлик продолжил службу в ВВС до 1966 г., после чего работал в тресте «Союзнефтекомплект». Скончался в 1996 г. в Москве. 

Самолет ИЛ-2 В.И. Мыхлика с бортовой надписью «За Ленинград». По легенде, она была сделала для того, чтобы самолет Мыхлика узнавали наземные войска

 

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com