Обстановка 1942 г. показывала, что и зимой 1942/43 гг. необходимо будет устроить перевозки по льду озера, поэтому в конце августа 1942 г. в управлении автодорожной службы Ленинградского фронта начали готовиться к созданию дороги.
Учитывая опыт предыдущей зимы, было запланировано устроить через Шлиссельбургскую губу озера не только автогужевые трассы, но и узкоколейную железную дорогу. Предварительным этапом была определена подготовка берегов и спусков, разворотных площадок и подъездных путей к перевалочным базам. Затем следовала заготовка материалов, создание условий для работников; третьим этапом должно было стать собственно строительство дороги по льду.
31 октября 1942 г. Военный совет фронта подписал постановление «О строительстве Военно-автомобильной дороги через Ладожское озеро на 1942-1943 гг». Согласно нему, трасса должна была проходить от Вагановского спуска на Кобону, движение должно быть односторонним с грузооборотом 4,5 тыс. тонн в сутки. К строительству следовало приступить с момента образования льда 15 см толщиной и завершить за 10 рабочих дней.
К 30 ноября были построены Вагановский и Кобонский спуски, от Вагановского спуска до бухты Гольсмана была построена рокадная дорога, а также подъездные пути к бухтам Новая и Гольсмана, к станции «Ладожское Озеро» и к площадкам 44-го километра Ириновской железнодорожной ветки. На восточном берегу были сооружены кольцевая дорога Кобона – Лаврово, Кобона – станция «Коса» и подъездные пути к станциям «Кобона» и «Коса».
С октября 1942 г. началась подготовка подвижного состава. Происходил ремонт грузовиков в автобатальонах; кроме того, к 15 ноября на обоих берегах озера должны были быть развернуты филиалы 1-го и 2-го ленинградских авторемонтных заводов. Шла постройка автосаней и прицепов. С 5 ноября при 17-й отдельной автотранспортной бригаде развернули курсы по подготовке водителей, в том числе мобилизованных из гражданского населения Ленинграда. Уделили внимание и быту водителей: были построены землянки с утепленными нарами, сетки для просушки одежды, устроено снабжение теплой одеждой.
Зима 1942/43 гг. была мягче, чем предыдущая, поэтому только 10 декабря 1942 г. две группы разведчиков смогли перейти Шлиссельбургскую губу по льду от берега до берега. Но необходимой для движения транспорта толщины лед достиг лишь 19 декабря.
20 декабря 1942 г. по ледовой дороге прошло 160 конных упряжек. 23 декабря с восточного берега была отправлена испытательная колонна из пяти грузовиков, причем первый шел без груза, второй – тоже без груза, но с прицепленной 45-мм пушкой, третий – с грузом в 200 кг и пушкой, четвертый – с грузом в 400 кг и пушкой, пятый – с грузом в 500 кг. Лед прогибался на 12-м километре трассы, но выдержал, и через 1 час 45 мин колонна достигла западного берега.
24 декабря 1942 г. работа второй ледовой дороги началась. Согласно правилам, на лед выпускались только автомобили ГАЗ-АА (так называемые «полуторки») с санями на прицепе, с нагрузкой до 500 кг в кузове и до 1000 кг в прицепе, и только в дневное время. Скорость движения должна была быть не более 20 км в час. Не определялось только количество машин на трассе, поскольку это зависело от изменений погодных условий. Так что в первый день с восточного берега на лед вышли 120 машин с санями и доставили 123 тонны груза, 25 декабря – 185 машин перевезли 356,7 тонн, 26 декабря работало 297 машин, 27-го – 325.