23 декабря – 110 лет со дня рождения Н.В. Соколовой

Нина Васильевна Соколова (в девичестве – Пименова) родилась 23 декабря 1912 г. в Череповце. В 1936 г. окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-гидротехник». С 1937 г. – инженер Главного управления Экспедиции подводных работ особого назначения; с 1940 г. – начальник гидротехнического отдела Управления.

23 декабря – 110 лет со дня рождения Н.В. Соколовой, изображение №1
 

Во время выполнения своего первого задания в ЭПРОН – постройки волноломов в районе Сочи – Соколовой пришлось впервые спуститься под воду. Чтобы подобные спуски осуществлять впредь, в 1939 г. Соколова прослушала курс водолазного дела и получила разрешение совершать подводные спуски для обследовательских работ на глубину до 10 м, став, таким образом, первой в мире женщиной – водолазом.

В 1939 г. Соколова руководила прокладкой подводного нефтепровода с Сахалина на материк, в 1940 г. – постройкой причалов на Баренцевом море.

С октября 1941 г. Соколова – начальник отделения штаба Аварийно-спасательной службы ВМФ. С началом перевозок грузов по Ладожскому озеру осенью 1941 г. водолазы под руководством Соколовой ремонтировали пристани, поднимали со дна автомобили и грузы, прокладывали телефонный кабель по дну озера. В ноябре 1941 г. Соколова с группой водолазов выезжала в командировку в Ростов-на-Дону, где восстанавливала мост через Дон.

Главной заслугой Соколовой в битве за Ленинград считается прокладка трубопровода по дну Ладожского озера в мае-июне 1942 г.

Идею прокладки трубопровода оспаривали друг у друга разные ведомства: штаб тыла Ленинградского фронта, Управление снабжения горючим РККА и Балтийский флот – в лице Н.В. Соколовой. По воспоминаниям начальника инженерных войск Ленинградского фронта Б.В. Бычевского, И.Г. Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленфронта, в феврале 1942 г. летел в Москву в одном самолете с Соколовой, и та спросила, почему не прокладывается трубопровод по дну Ладожского озера. Зубков увлекся идеей и «протолкнул» ее в Москве и у ленинградского начальства.

Некоторые биографы Соколовой утверждают, что именно она руководила прокладкой трубопровода. Согласно документам, главным инженером строительства подводной части трубопровода был В.К. Карпов, командиром 27-го отряда водолазов – В.Ф. Ющенко. Вероятно, имеется в виду, что Соколова была одним из инженеров строительства, возможно, замещала главного инженера при выполнении работ на грунте. Известно, что Соколова отвечала за разведку дна на маршруте. За прокладку трассы Н.В. Соколова была в 1943 г. награждена орденом «Знак почета».

При прокладке электрокабеля по дну Ладоги Соколова получила ранение в ногу, а в ноябре 1942 г., при осмотре опор моста Лейтенанта Шмидта, была ранена вторично – в плечо.

В 1943 г. Соколова участвовала в строительстве высоководного моста через Неву у Шлиссельбурга, в 1944 г. – в восстановлении моста через реку Свирь.

В начале 1944 г. получила допуск на погружение до 25 м. С октября 1944 г. – главный инженер аварийно-спасательного отдела КБФ. В этой должности участвовала в очистке фарватера Невы и акватории Финского залива.

В общей сложности провела под водой 644 часа.

О водолазах пресса писала неизменно уважительно, но крайне редко, очевидно, из-за секретности их работы. В частности, газета «Красный Балтийский флот» 28 октября 1944 г. опубликовала рассказ водолаза И. Федорченко «Как мы поднимали немецкую подводную лодку». Без специфических подробностей обойтись было нельзя. Федорченко, конечно, не назвал места, но начал с того, что немцы пытались обстреливать это место со своего берега, что опасно для водолаза. «От близкого падения снарядов создаются сильные подводные удары. Их не выдерживают барабанные перепонки, опасны они и для глаз». Умолчал Федорченко и о глубине, на которой лежала лодка, но сказал, что водолазы работали на грунте по 5-7 часов.

Фронтовая газета «На страже Родины» тоже касалась этой темы, повествуя о труде водолазов понтонных подразделений инженерных войск. Водолаз А. Волков, рассказывая, как поднимали затонувшие понтоны, также подчеркнул, что под водой взрыв снаряда опаснее, ибо взрывная волна в десять раз сильнее, чем на воздухе. «Упал в 150 метрах снаряд на дно реки – значит, контузия и конец».

Если о боевых заданиях водолазов пресса не распространялась, то восстановительные освещала подробно. Например, в мае 1942 г. в «Ленинградской правде» была помещена заметка о трехмесячном, в том числе в шторм, подготовке к снятию с мели судна. А в 1945 г. газета рассказывала о расчистке 27-м отрядом ЭПРОН, с которым работала Соколова, фарватера Невы в месте разрушенного Новокузьминского моста. Водолазы взрывали элементы фермы моста у левого берега и с помощью тяжелых танков вытаскивали их на берег. Работы велись на 13-метровой глубине, при сильном течении (4м/с), однако водолазы вместо положенных двух часов проводили на дне по 4-5 и даже 6 часов. Или – о подъеме летом 1945 г. разрушенной водопроводной трубы, по которой вода поставлялась на Южную водопроводную станцию.

С 1948 г. Соколова – начальник отдела гидротехнических и подводных работ Главного военно-речного управления. С 1951 г. – преподаватель Военно-морского училища им. Фрунзе, с 1953 г. – Военно-морского училища связи. С 1958 г. – в отставке. Скончалась в 2001 г. в Санкт-Петербурге. Похоронена на Серафимовском кладбище.

23 декабря – 110 лет со дня рождения Н.В. Соколовой, изображение №2
Н.В. Соколова в водолазном костюме, 1942 г.
 

 

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com