12 декабря – 80 лет со дня гибели Клавдии Назаровой
Клавдия Ивановна Назарова родилась 1 октября 1918 г. в г. Остров. Окончила 10-летнюю школу, поступила в Ленинградский институт физкультуры им. П.Ф. Лесгафта, но проучилась только один год: из-за тяжелого положения в семье – отец умер, надо было помогать матери и младшей сестре – вернулась в Остров и стала работать пионервожатой в школе.
С началом войны Назарова поступила на курсы медицинских сестер, затем записалась в истребительный комсомольский батальон, но 3 июля 1941 г. в бою с немецкими десантниками батальон потерпел поражение и отступил от города. Клавдия, которая была в батальоне сандружинницей, в это время переправляла в город раненого, и батальон ушел без нее, а 4 июля в Остров вошли немецкие войска.
Деятельность советских подпольщиков и партизан в западных и юго-западных районах Ленинградской области была особенно трудной: эти районы раньше других были оккупированы, через них проходили главные коммуникации группы армий «Север», отчего регион был насыщен охранными войсками и полицейскими формированиями противника.
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) от 18 июля 1941 г., партизанское движение на оккупированной территории должны были возглавить партийные деятели, которых на деле переправляли через линию фронта. В связи с противодействием противника установить подпольное коммунистическое руководство в Острове долгое время не удавалось, в частности, погибли секретари районных комитетов партии: Островского – Старк, Сошихинского – Рыжов, Славковского – Барулин (Сошихинский и Славковский районы входили в Островскую партгруппу). Очевидно, поэтому Клавдия Назарова, как комсомолка, решила создать и возглавить в Острове группу подпольщиков – членов ВЛКСМ. В созданную Назаровой группу вошли бывшие пионеры, у которых она была вожатой: Людмила Филиппова, Олег Серебренников, Лев Судаков, Александр Митрофанов, а также комсомольцы Константин Дмитриев, Николай Михайлов, Александр Козловский, Анна Иванова и другие.
Группа начала со сбора оружия, оставленного в местах боев. После установления связи с партизанами в Сошихинском лесу главной задачей островских комсомольцев стали сбор сведений о противнике и распространение советских листовок. Для наблюдения за противником членам группы пришлось устроиться на работу в оккупационные учреждения: Н. Михайлов пошел рабочим на железную дорогу, Л. Филиппова стала работать официанткой в офицерском кафе, Л. Судаков – электромонтером (по другим сведениям, киномехаником) в военном городке. Кроме того, островцы совершали посильные для них диверсии: сожгли школу, которую оккупанты превратили в казарму, лесопилку, Судаков уничтожил пленки с немецкими кинофильмами; по сведениям, полученным от островцев, был уничтожен кабель связи и нефтебаза возле станции Остров. Когда осенью 1942 г. начался угон молодежи на работу в Германию, островские комсомольцы организовали массовый побег из лагеря. Для этого А. Ивановой и А. Козловскому пришлось устроиться в полицию.
Последнее оказалось необходимым и потому, что угон грозил самим подпольщикам. Мать О. Серебреникова, Анастасия Ивановна, врач, сделала фиктивные справки о непригодности некоторым членам группы, но всем не смогла. Вообще, при проведении оккупантами контрпартизанских действий молодые и средних лет мужчины были особенно уязвимы, из-за чего к осени 1942 г. руководители партизанским движением сочли более целесообразным привлекать к работе в тылу врага людей старше 50 лет и женщин.
В Острове находился госпиталь, где лечились раненые красноармейцы. Группа Назаровой занялась переправкой их через линию фронта и к партизанам. Первым, осенью 1941 г., помогли бежать из госпиталя летчику И.С. Балкову и военврачу А.Т. Александрову.
Осенью 1942 г. Назарова решила отправить через линию фронта письмо бойцам Красной Армии от островских подпольщиков, а вместе с письмом переправить еврейскую девушку Еву Хайкину и бежавших из лагеря красноармейцев Воронова и Овчинникова (по другой версии, главной целью был перевод людей). Провести группу должен был Александр Козловский. Часть группы Назаровой собралась в доме у Козловского в деревне Кочино, чтобы проводить Александра.
Под Демянском группа Козловского наткнулась на вражеский патруль, Козловский был ранен и подорвал себя гранатой, раненая Хайкина приняла яд, а Воронов и Овчинников сдались. От них оккупанты узнали имена всех, кто провожал Козловского, и 6 ноября 1942 г. были арестованы Назарова, Михайлов, Дмитриев, Иванова, мать Назаровой и родители Козловского. Мать Клавдии, Евдокия Федоровна, была вскоре отпущена.
12 декабря 1942 г. Клавдия Назарова была повешена на базарной площади Острова. Перед смертью она пыталась крикнуть: «Наши придут!» Затем казнили Анну Иванову, Николая Михайлова, Константина Дмитриева и родителей Козловского, Николая Семеновича и Надежду Дмитриевну.
После гибели Назаровой группу возглавила Л. Филиппова. Группа просуществовала до августа 1943 г., когда из-за случайности были раскрыты и арестованы Л. Филиппова, О. Серебренников, А. Митрофанов и Л. Судаков. 9 сентября 1943 г. они были вывезены из тюрьмы в лес и расстреляны.
20 августа 1945 г. Клавдии Назаровой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ее именем названы улицы в ряде городов бывшего СССР.