22 октября – 80 лет со дня отражения вражеского десанта на остров Сухо

Отражение вражеской атаки на остров Сухо стало кульминацией в борьбе за коммуникации на Ладожском озере. Не располагая на озере боевыми кораблями, немцы сначала пытались нарушить работу Дороги жизни массированными воздушными бомбардировками, а поскольку они не дали ожидавшихся результатов, весной 1942 г. вражеским командованием было принято решение о создании на озере морских сил. Летом 1942 г. флотилия из финских и итальянских катеров и немецких самоходных десантных барж была сформирована. Сначала предполагалось нанести удар по порту Морье, однако его оборона показалась слишком мощной, и тогда в качестве цели был выбран остров Сухо на входе в Волховскую губу Ладожского озера.

На искусственном острове Сухо находился маяк, который с сентября 1942 г. защищала батарея из трех 100-мм орудий. Флотилия из 23 барж и катеров подошла к острову около 8 часов утра 22 октября 1942 г., в 8 часов по острову нанесла удар вражеская авиация, после чего был высажен десант, бой с которым продолжался до 9 часов 20 минут. После неудачи десанта вражеская флотилия отступила; ее стали преследовать подошедшие корабли Ладожской флотилии, и морской бой продолжался до 16 часов. Вот вкратце ход событий, известный на сегодняшний день.

Е. Гельберг "Бой у острова Сухо»
 
Е. Гельберг “Бой у острова Сухо»

Во время войны факт отражения высадки на Сухо излагался своеобразно.

Раньше всех о бое сообщила 23 октября 1942 г. газета «На страже Родины», опередив в этом – уникальный случай – главного носителя свежей информации, Совинформбюро. Видимо, бойцам Ленинградского фронта стремились как можно скорее сообщить о победоносной схватке, дабы укрепить их дух в обстановке поражений осени 1942 года. На первой странице, большими буквами, газета объявила: «Разгром вражеского десанта» – и привела подробности. «Вчера ночью» (!), несмотря на «сильную облачность» (!!), летчики заметили караван барж, двигавшийся к нашему берегу. Истребители отвлекли воздушное прикрытие, а штурмовики подавили зенитные орудия на баржах и ударили по последним, повредив и «частично уничтожив», во взаимодействии с кораблями, до десяти барж и несколько катеров. Один катер захвачен, остальные отошли, преследуемые советскими кораблями и авиацией. В том же районе (непонятно, в каком) авиацией сбито 13 самолетов противника.

Из этого сообщения можно было понять, что основную работу сделала авиация, а главное – поскольку о высадке не было сказано ни слова, получалось, что до нее не дошло, десантный караван был разбит еще на подходе.

Больше фронтовая газета к этому событию не возвращалась.

Бой у острова Сухо. Открытка из набора «Балтийский флот в Великой Отечественной войне». Совместное издание Политуправления ВМФ СССР и издательства «Изобразительное искусство», 1979 г. Художник И.И. Родионов.
Бой у острова Сухо. Открытка из набора «Балтийский флот в Великой Отечественной войне». Совместное издание Политуправления ВМФ СССР и издательства «Изобразительное искусство», 1979 г. Художник И.И. Родионов.

Совинформбюро сообщило о победе в вечерней сводке за 23 октября (опубликована 24-го). В сводке названо количество кораблей противника (до 30), количество уничтоженных из них (16), сбитых самолетов объявлено пятнадцать и, главное, отмечено, что высадка десанта все же состоялась, названо место – «один из островов на Ладожском озере» – и что десант был разгромлен, в том числе, «силами гарнизона».

«Ленинградская правда» в номере за 28 октября дала дополнение к сводке – большую статью «Как был разгромлен вражеский десант на Ладоге» с множеством подробностей. Во-первых, подчеркивалось, что стоял густой туман, временами шел снег с дождем. Вражеский конвой заметили, таким образом, не летчики, а экипаж тральщика старшего лейтенанта Каргина, который нес дозор и первым вступил в неравный бой, поджег два корабля и сбил самолет. «Морской охотник» старшего лейтенанта Ковалевского прикрыл тральщик дымовой завесой. Для подготовки высадки немцы обрушили на остров огонь «более 50 крупнокалиберных орудий, автоматических пушек и пулеметов». Гарнизон под командованием старшего лейтенанта Гусева начал «крупную артиллерийскую дуэль», не помешавшую, однако, вражеским десантникам выброситься на берег. Что понадобилось противнику на «небольшом клочке земли», не указывалось, но слово «маяк» в тексте промелькнуло. Как теперь известно, артиллеристы Гусева в ходе боя отступили в здание маяка. Об этом, конечно, тогда сказано не было, но газета все же немного проговорилась. Якобы один из немцев крикнул: «Рус, выходи!» – как обращаются к людям, засевшим в помещении. Также сделан намек на участие финских сил в десанте: катера названы «шюцкоровскими». Воодушевленные истекавшим кровью Гусевым, краснофлотцы с громовым боевым кличем «да здравствует Сталин» заставили десант отступить к шлюпкам. Далее в бой вступили советские корабли и авиация; в статье названы имена старшего лейтенанта Епихина, командира звена «морских охотников», Героя Советского Союза капитана Клименко и старшего лейтенанта Ковалева, командиров звеньев истребителей.

17 ноября 1942 г. «Ленинградская правда» поместила фото участников сражения – П.К. Каргина, экипаж которого потопил катер и сжег два десантных судна, и пяти артиллеристов гарнизона, местоположение которого было обозначено как «остров С.»

В 1943 г. политуправление Балтийского флота выпустило плакат «Разгром вражеского десанта у острова Сухо». К этому времени блокада была прорвана, для связи Ленинграда со страной была построена железная дорога, значение водных перевозок через Ладожское озеро снизилось, так что стало возможным рассекретить название острова. Рисунок был создан Ю.М. Непринцевым, во время войны служившим в составе Балтийского флота. Соответственно изображению, в аннотации был сделан акцент на бое гарнизона, цель высадки указана вполне определенно – «маяк Сухо», однако об отступлении в здание вновь не упомянуто. В экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда этот плакат демонстрируется.

Плакат политуправления Балтийского флота, 1943 г.
Плакат политуправления Балтийского флота, 1943 г.

Дальнейшие события войны заслонили бой 22 октября 1942 г. за Сухо, однако к той победе то и дело возвращались. Так, 19 ноября 1942 г. газета «Красный Балтийский флот» поместила серию статей об артиллерии. В статье «Страничка боевой истории» упомянут и бой за Сухо, причем названы силы гарнизона – «единственная батарея», – и даже сделан намек на его численность: якобы противник превосходил защитников в двадцать раз.

В 1943 г. было положено начало послевоенному изучения сражения: без агитационной похвальбы и стремления сделать тайной как можно больше сведений, но в виде логичного научного рассказа. В № 1 журнала «Морской сборник» за 1943 г. была помещена пространная статья капитан-лейтенанта Н.М. Соболева, который описал бой с точки зрения профессионального моряка (судя по тексту, Соболев служил в Ладожской флотилии). Статья изобилует интересными подробностями – характеристикой ветра, хронологическими точками, названиями кораблей, курсовыми углами, количеством вражеских десантников, эпизодами боя на воде и на острове (в том числе потерю двух орудийных двориков и отступление в здание), скорректированными данными о потерях противника, и т.д. Соболев даже признал, что наша авиация потеряла два самолета. Единственное, что не раскрыто в статье – силы советской стороны, в том числе гарнизона, и потери в людях. После войны, к третьей годовщине события, статью Соболева в сокращенном виде опубликовала газета «Красный Балтийский флот».

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com