17 октября – 105 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова

Александр Терентьевич Карпов родился 17 октября 1917 г. в деревне Феленово под Калугой. В РККА с 1939 г. С сентября 1941 г. – летчик истребительной авиации ПВО Ленинграда.

17 октября – 105 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова, изображение №1
 

Имя Карпова использовалось пропагандой как пример преемственности мастерства и «наследственности» отваги у советских летчиков. Карпов считался учеником Героя Советского Союза Г.Н. Жидова, у которого некоторое время был ведомым. Уже тогда Карпов показал высокий класс летного умения: в бою с пятнадцатью «мессершмиттами» он так надежно прикрывал хвост Жидову, что пара была неуязвима для противника, перепутала боевой порядок немцев и сбила пятерых из них. Карпов якобы перенял главное правило Жидова – в бою не может быть ничейного результата – и следовал ему даже в неблагоприятных условиях. Однажды, преследуя вражеского разведчика, Карпов поднялся на высоту 7300 м – а известно, что для человека смертельный «потолок» парциального давления кислорода составляет 7 тыс. метров. У Карпова не было кислородного прибора; сбив противника, он потерял сознание и пришел в себя, когда неуправляемый самолет снизился и вышел из области разряженного воздуха.

Еще числясь в учениках, Карпов стал самостоятельным и субъектом, и объектом военной журналистики. 24 ноября 1942 г. газета «На страже Родины», возгласив «Крылатым гвардейцам – слава!», поместила бодрую статью Карпова – «Закон победы». В ней герой сам рассказал о том бое в паре с Жидовым, упомянул о своих победах – восемь самолетов сбито лично, пять в группе – и подвел итог: «быть хозяином в воздухе – закон сталинской авиации. Мы этого добиваемся и добьемся». Дебют Карпова в качестве военкора был очень кстати: пропаганда стремилась к тому, чтобы защитники Ленинграда не уступали в доблести развивающим наступление сталинградцам.

С этого времени победы Карпова стали освещаться регулярно. 24 января 1943 г. газета привела подробности последнего на тот момент боя Карпова. Обычно газета просто упоминала о победах, не раскрывая приемов, но в данном случае отошла от этого обыкновения, рассказав, что Карпов подошел на 50 метров к «Ю-88» и расстрелял гнездо воздушного стрелка, а затем атаковал самолет до тех пор, пока у «юнкерса» не отвалился правый двигатель.14 марта 1943 г. газета назвала Карпова «лучшим летчиком» полка (в этом качестве он был ассистентом знаменщика при вручении полку гвардейского знамени), а 15 апреля – «известным ленинградским асом, мастером воздушных схваток», сбившим к тому времени лично 14 самолетов. Кстати, уже 26 января 1943 г. газета начала личный счет Карпова – с его тринадцатой победы. 8 июля 1943 г. в статье, подводящей итоги работы авиации ленинградской ПВО, имя Карпова было упомянуто трижды.

15 сентября 1943 г. Карпов сбил сразу два самолета, о чем с удовольствием сообщила газета, а 28 сентября 1943 г. старшему лейтенанту А.Т. Карпову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он сбил лично восемнадцать и в группе – 2 самолета.

7 июля 1944 г. «На страже Родины» поведала о юбилее: «на днях» сбит тысячный самолет врага над Ленинградом, и сделал это именно Карпов. Поскольку Карпов воевал на самолете «Як-1», ему было адресовано письмо конструктора машины, А.С. Яковлева, который поздравлял «дорогого Александра Терентьевича» со знаменательным событием и обещал создать самолет «еще более страшный для немцев». Скромный Карпов якобы удивлялся: откуда «такой большой человек» знает его имя и отчество?

Очевидно, тысячный самолет стал дополнительным поводом к присвоению
А.Т. Карпову звания героя Советского Союза во второй раз. Указ вышел 22 августа 1944 г.; к этому времени Карпов сбил лично и в группе 37 самолетов. Как полагалось, следовало установить на родине Героя бронзовый бюст. Это было сделано, но не в Феленово, а в Калуге. 24 августа газета «На страже Родины» в статье «Богатырь Ленинграда» наконец раскрыла «карповский стиль»: точный удар накоротке, наблюдательность, способность мгновенно принимать оптимальное решение, – происходящий от виртуозной техники пилотирования, знания особенностей своей машины и тактики противника.

23 августа полк отметил присвоение Карпову второй Золотой Звезды: были выпущены боевые листки на тему «бить врага, как Карпов», агитаторы провели беседы, на митингах в эскадрильях выступили боевые друзья, ученики Карпова, техники, оружейники, прибористы. Командование полка отправило благодарственное письмо родителям Героя – Терентию Ивановичу и Евдокии Сергеевне.

Всего за 1943 – 1944 гг. газета «На страже Родины» писала о Карпове пятнадцать раз. В последней статье – от 20 сентября 1944 г. – рассказывалось, что группа капитана Карпова сопровождала штурмовики и пикировщики, и Карпов сбил свой 38-й самолет, ФВ-190, – вновь с 50-ти метров. После этого упоминания о Карпове в газете прекратились: о погибших героях-летчиках писать было не принято, исключением был только Д.Е. Оскаленко. Тем более что Карпов погиб 20 октября 1944 г. не в бою: в советской литературе сказано стандартно «при выполнении боевого задания», а на самом деле – при аварии над Финским заливом.

Именем А.Т. Карпова названы проспект и школа в поселке Левашово Ленинградской области.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com