Иван Ефимович Плеханов родился 27 сентября 1917 г. в селе Ильинка под Курском. В РККА – с 1936 г. Закончил Качинскую авиационную школу. С августа 1941 г. – на Ленинградском фронте в составе 17-го истребительного авиаполка, с 1942 г. – летчик 158-го истребительного полка.
Иван Плеханов относился к той категории талантливых воинов, восхождение которых к вершинам военного мастерства было внезапно прервано, а человек при этом остался жив. Плеханов мог стать одним из первых асов Ленинграда: газета «На страже Родины», рассказывая об итогах воздушного боя 26 июня 1942 г., поставила имя Плеханова в один ряд с именами «известного летчика», «прославленного пилота» П.А. Пилютова и восходящих звезд ленинградской истребительной авиации – С.Г. Литаврина и Ю.К. Головача, причем Пилютов в том бою сбил один «мессершмитт» (во второй статье о бое газета утверждала, что два), Литаврин и Головач – по одному Ю-88 и по одному Ме-109, а Плеханов – два Ю-88. «Блестящий успех сталинских соколов», «Беззаветная отвага и точный расчет» – такие названия действиям истребителей 26 июня дала газета. Орденом Красного Знамени Плеханов был награжден в один день с Головачом – 16 августа 1942 г. (Ю.К. Головач погиб 3 сентября 1942 г.)
Но 2 августа 1942 г. Плеханов поднял самолет в воздух в последний раз. В тот день было несколько боевых вылетов в район Урицка, и во время последнего вылета самолет Плеханова был поражен снарядом. Плеханов на какое-то время потерял сознание, а когда очнулся, понял, что дотянуться до рукоятки сектора газа не сможет: оторванная правая рука лежала на полу кабины. Плеханов пытался сохранить самолет, удерживая сектор газа левой рукой, даже ногами, но вскоре сил не осталось даже на то, чтобы перевалиться из кабины наружу. Плеханов зубами выдернул кольцо парашюта и выбросил купол из кабины. Это способ покидания самолета – «срывом» – крайне опасен, что Плеханову пришлось испытать на себе: вырванный из кабины, он ударился о киль самолета, повредил позвоночник и сломал бедро. А поскольку сгруппироваться для приземления Плеханов не мог, ударом о землю сломал еще левую руку и ногу.
Списать из авиации как простого калеку человека, который всю жизнь хотел летать, бился наравне с товарищами, показалось несправедливым, и Плеханова оставили служить в частях аэродромного обслуживания. А 28 января 1943 г. капитану И.Е. Плеханову было присвоено звание Героя Советского Союза – одним Указом с С.Г. Литавриным. Газета «На страже Родины» за 30 января 1943 г. озаглавила третью полосу «В жестоких битвах будь героем», и основную часть полосы заняла статья «Три героя» о вновь произведенных Героях Советского Союза И.М. Шишкане, С.Г. Литаврине и И.Е. Плеханове. На фото к статье Плеханов стоит в кабине самолета, опираясь о «фонарь» правой рукой. Как бы объясняя, почему давно не летающему летчику присвоено высокое звание, газета рассказала, что Плеханов получил тяжелое ранение, защищая товарища, Кудрявцева, от насевшего на того «мессершмитта». И дополнила: «Кровь Ивана Плеханова щедро оплачена черной кровью фашистов. Они смогли отнять у него только руку – он же отнял у них десятки бандитских жизней и 8 самолетов». (Впоследствии говорилось об 11-ти или 12-ти сбитых Плехановым самолетов)
После аэродромной службы Плеханов за свой боевой опыт был переведен в Москву, где служил до отставки в 1956 г., затем работал в Москве. Скончался в 2005 г.