18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда

К концу 1942 года обстановка на фронтах Великой Отечественной войны стала складываться в пользу советских войск. Высшее командование, используя переход стратегической инициативы, приступило к разработке операции “Искра” по прорыву блокады Ленинграда. Ее главная цель была усилиями Волховского и Ленинградского фронтов нанести мощные удары с двух сторон Шлиссельбургско-Синявинского выступа и, соединившись, прорвать вражеское кольцо вокруг города. Командование противника, тем временем, зная об уязвимости этого участка, уделило особое внимание его обороне, создав мощную систему укреплений с узлами сопротивления, опорными пунктами, минными полями и проволочными заграждениями. 

Операция началась утром 12 января после двухчасовой артподготовки. Первыми перешли в атаку части Волховского фронта, затем – Ленинградского. Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, к исходу уже первого дня наступления передовые соединения продвинулись навстречу друг другу на 5-6 км. 

18 января 1943 года части Ленинградского и Волховского фронтов соединились у Рабочих поселков № 1 и № 5. В тот же день был отбит Шлиссельбург, освобождено южное побережье Ладожского озера. Таким образом, было разорвано кольцо блокады вокруг Ленинграда. 

Отвоеванный коридор позволил начать строительство моста через Неву и железной дороги от станции Поляны до Шлиссельбурга. Эта дорога, построенная всего за 17 дней, получила название “Дорога Победы”. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с 800 тоннами продовольствия из Челябинска. Было восстановлено регулярное железнодорожное сообщение Ленинграда со страной, что позволило ввести снабжение по нормам для других промышленных центров. Это коренным образом улучшило положение гражданского населения и защитников города, и позволило усилить подготовку к решающей битве за полное освобождение Ленинграда.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com