Огороды жизни. Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда будет размещена в Соляном городке

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — накануне важнейших событий в своей жизни. Уже в следующем году часть его экспозиции вернется в те помещения в Соляном городке, которые музей занимал когда‑то прежде: там разместится выставка «Ленинград после Победы». Это произойдет еще до того, как возвращенные пространства пройдут масштабную реставрацию.

                  Огороды жизни. Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда будет размещена в Соляном городке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА                                                                                               Фото Дмитрия Соколова

— Развитие Музея обороны в Соляном городке является сегодня одной из приоритетных задач в сфере культуры, поставленных руководством города, — говорит председатель общественного совета музея Леонид Говоров, внук знаменитого маршала. — В следующем году предстоит выполнить проектно-сметные работы, пройти многочисленные государственные экспертизы, поскольку речь идет о зданиях, являющихся объектами культурного наследия федерального значения, а затем перейти к подготовке рабочей документации и непосредственному началу строительно-реставрационных работ.

Как отмечает директор музея Елена Лезик, музейная экспозиция, которая будет развернута в возвращенных помещениях в Соляном городке, конечно, не будет похожа на ту, что была прежде. С одной стороны, нет тех экспонатов, которые были раньше, с другой — теперь существует много тем и сюжетов, которые были невозможны в рамках прежнего музея. К примеру, в нем ничего не говорилось о роли религии, церкви в жизни блокадного города. Кроме того, огромное количество рассекреченных за последние годы материалов дает новое представление о многих страницах из истории блокады, которые прежде служили «зоной умолчания».

Блокадное огородничество не относилось к числу закрытых тем, однако создатели выставки «Приказано выжить», открывшейся вчера в Музее обороны, смогли по‑новому представить эту тему широкой публике.

— Простейший факт, который на самом деле для многих не вполне очевиден: в предвоенные годы наш город всегда снабжался овощами издалека, — говорит куратор выставки Виталий Бондарь. — Основным поставщиком корнеплодов, в первую очередь картофеля, моркови и свеклы, была Белоруссия. В Ленинградской области, конечно, поля тоже не пус­товали, но выращенное в нашем регионе не могло удовлетворить потребности мегаполиса, население которого перед Великой Оте­чественной войной составляло около трех миллионов человек.

К началу осени 1941 года в Ленинграде сложилась критическая ситуация с овощами, причем по вполне понятным причинам: Белоруссия была уже оккупирована нацистами, южные районы Лен­области, самые «производящие», тоже были захвачены врагом. Те скудные запасы, что имелись в городе, быстро закончились.

Представленный на выставке документ — сообщение Микояна, члена Государственного комитета обороны, адресованное Сталину и Молотову, говорит само за себя. В нем сообщается, что по состоянию на 1 октября 1941 года «картофеля и овощей хватает только для нужд госпиталей и частично для столовых. Населению овощи не продаются».

Весной 1942 года перед горожанами поставили задачу обеспечить овощами себя и бойцов Ленинградского фронта. Выявили все пустующие участки земли, взяли на учет сады и парки, скверы и пустыри — для использования их под огороды. Были собраны все удобрения, которые нашлись в городе. Артели в массовом порядке изготавливали лейки, ведра, лопаты, грабли, мотыги… На обработку общественных огородов направляли сотрудников предприятий, военнослужащих, учащихся.

                      Блокада1_С.jpg
                                                                             Фото Дмитрия Соколова
 

— Что же касается индивидуального огородничества, то поначалу особенного желания у горожан заниматься этим делом не было, и это тоже вполне объяснимо, — отмечает куратор выставки. — У многих просто не было сил после тяжелейшей первой блокадной зимы. Люди ждали скорой эвакуации, а потому не видели смысла заниматься огородом. Кроме того, значительное число горожан просто не имели навыков ухода за огородом. И, наконец, индивидуальные наделы предоставляли отнюдь не рядом с домом, а в пригородах. Как туда поедешь?

Чтобы привлечь горожан, влас­ти развернули широкую агитационную кампанию. Передовицы «Ленинградской правды» и других газет пестрели характерными заголовками: «Не медлить с севом овощей!», «Каждая семья может обеспечить себя овощами», «Каждый трудящийся Ленинграда должен иметь свой огород».

«Ленинградцы! Не теряйте драгоценного времени, — призывал агитплакат. — Быстрее получайте через райсовет земельные участки под личный огород и приступайте к их обработке. Семена вы можете приобрести в специальных магазинах, открытых в каждом районе города».

В итоге кампания увенчалась успехом. Но и тут начались сложности: кому‑то повезло, как, например, членам домохозяйства № 54 на 7‑й Красноармейской улице, 9. Они смогли получить десять соток земли рядом с домом — на почти тридцать с лишним человек. А кому‑то не повезло, как, например, Борису Николаевичу Михалеву, чей «Билет огородника» представлен в экспозиции: он жил на проспекте 25‑го Октября (Невском), а участок площадью 150 квадратных метров земельный отдел Куйбышевского района выделил ему за Новой Деревней…

Беда, с которой пришлось столк­нуться практически сразу же, — хищения. С этой напастью власти боролись очень жестко. Среди экспонатов выставки — опубликованное в «Ленинградской правде» распоряжение исполкома Ленгорсовета: виновным грозила уголовная ответственность. «В особо злостных случаях виновных предавать суду Военного трибунала, как расхитителей социалистической собствен­ности…».

                   Блокада2_С.jpg                                                                                                   Фото Дмитрия Соколова

Но, несмотря на все эти трудности, очень многим ленинградцам личные огороды действительно помогли пережить вторую блокадную зиму. Как вспоминала школьница Эльвира Михайлова, их семья жила на Кировском проспекте, и до огорода, расположенного на Крестовском острове, они ездили на велосипеде. Поливали посадки из чайника, воду брали из воронок.

«Овощей хватало не только поесть в свежем виде, но и запасти на зиму, — вспоминала Михайлова. — В ванной комнате по­явились десятилитровые бутыли с маринованной свеклой и морковью. После войны на месте наших огородов был разбит Приморский парк Победы»

Как отмечает куратор выставки, полученный опыт не прошел даром. Легендарные шесть соток, которые стали массово выдавать жителям нашей страны с 1960 года, брали свое начало как раз в тех, ленинградских личных огородах.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com