Несмотря на тяжелейшие условия, в блокированном Ленинграде не только выпускали многие виды оружия, но и изобретали его, исходя из того, какие материалы есть. Об этом рассказывает выставка «Оружие блокадного города», открывшаяся 9 августа в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Событие приурочено к 80-летию окончания битвы за Ленинград, начавшейся 10 июля 1941 года и самой долгой в истории Великой Отечественной войны — она длилась 1 127 дней.
Фото: Павел Даиси / MR7
Граната против танков — за одну неделю
Ещё до начала Великой Отечественной войны Ленинград, как известно, был крупным оборонным центром. Здесь наращивали производство танков, строили боевые корабли, создавали военную технику, выпускали артиллерийские боеприпасы, моторы для самолётов, корабельное орудие и многое другое. Но в городе не производили ручные гранаты, стрелковое оружие, патроны, от которых в не меньшей степени зависел успех начавшейся затяжной обороны города. Уже в первые недели войны в срочном порядке начали налаживать выпуск всего того, что необходимо в борьбе с противником. И, как отметил на открытии выставки заместитель директора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда по развитию и внешним связям Фёдор Громов, новая экспозиция позволит ощутить невероятное напряжение духа ленинградцев, осознать во всей глубине их героизм. В её создании принимали участие все хранители музея.
На многих фотографиях военных фотокорреспондентов и кадрах хроники времен 1941—1945 годов можно увидеть в руках наших солдат огромную гранату. Это знаменитая противотанковая граната РПГ-41, прозванная бойцами «Ворошиловским килограммом», потому что в ней помещалось именно столько взрывчатого вещества. В экспозиции представлена граната РПГ-41, способная уничтожить самый мощный танк.
Противотанковая граната, производившаяся в блокадном Ленинграде. Фото: Павел Даиси / MR7
В июле 1941 года многие промышленные предприятия спешно эвакуировались из Ленинграда. Центральное конструкторское бюро № 22 вывезли в Пензу, но часть специалистов остались для выполнения особых заданий.
Заведующему лабораторией именитому конструктору Михаилу Дьяконову, проявившему себя ещё в Первую мировую войну, поручили в трёхдневный срок создать для фронта противотанковую гранату. Главное творение Михаила Дьяконова, как известно, — это ручная граната образца 1933 года (РГД-33), ставшая одним из символов нашей армии. Над её созданием Михаил Дьяконов начинал работать в 1920-е годы. В производство же она была запущена только в 1933 году.
Придумать за столь короткое время новое оружие было практически невозможным. Но… Как вспоминал позже коллега Михаила Дьяконова и соавтор изобретения инженер Аполлон Селянкин, Михаил Григорьевич в те нелегкие дни произнёс: «Думаю, меня, как пожилого человека, простят за то, что не смог справиться с заданием в обозначенные сроки».
Но Аполлон Селянкин был уверен, что выход есть, и предложил необычное решение: взять за основу классическую гранату РГД-33, увеличить корпус, чтобы поместить туда килограмм взрывчатки. Изобретатели так и сделали, а после решили и проблему со взрывательной трубкой. Важное государственное задание было выполнено за неделю.
Испытания этого нового оружия проходили неподалеку от Митрофаньевского кладбища. После чего командующий Северо-Западным направлением маршал Советского Союза Клим Ворошилов дал команду на запуск первой партии. «Ворошиловские килограммы» начали выпускать на заводе «Северный пресс», они поступили в войска Ленинградского фронта уже в сентябре 1941 года. РПГ-41 зарекомендовали себя самым лучшим образом: грозное оружие было способно пробить броню танка толщиной 25 миллиметров. Единственный минус — достаточно большой вес, полтора килограмма мог метнуть даже физически крепкий боец максимум на 15 метров.
Фото: Павел Даиси / MR7
Колёса из обрезков труб
— Одна из целей нашей новой экспозиции — показать в том числе образцы эрзац-оружия, которое выпускалось на ленинградских предприятиях во время Великой Отечественной войны, — рассказал куратор выставки специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Никита Савула. — Один пример: с мая 1944 года на машиностроительном заводе имени Макса Гельца выпускали пулемёты, сконструированные самими заводчанами. Их называли «Максим-ленинградец» или «Максим-блокадник». Колеса пулемётов изготавливали из… обрезков водопроводных труб.
Как бы ни было трудно, ленинградская промышленность сумела перейти на военные рельсы очень быстро. Хотя и было законсервировано 270 фабрик, в самую суровую — первую — блокадную зиму в городе выпускали продукцию 18 из 68 ведущих оборонных, машиностроительных и судостроительных предприятий. Они не могли работать так же, как до войны, — катастрофически не хватало ресурсов, людей, электричества. Но производство не останавливалось…
Руководство города старалось беречь кадры, чтобы при первой же возможности запустить заводы на полную мощность. Ситуация начала выправляться весной 1942 года, когда по дну Ладожского озера был проложен электрический кабель и в Ленинград пошла энергия с Волховской ГЭС. Тогда заработали 50 предприятий, а к концу войны — уже около 300.
Куратор выставки специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Никита Савула рядом с пулемётом «Максим-ленинградец». Фото: Павел Даиси / MR7
От бронированной пулемётной точки
до пушки-легенды
На выставке широко представлена и военная техника, защищавшая Ленинград. Организаторы экспозиции показали, какой огромный вклад внёс в оборону города пулемётно-артиллерийский Ижорский батальон. Рабочие Ижорского завода вместе с частями 168-й стрелковой дивизии приняли первый бой в начале сентября 1941 года, сражались отчаянно и сорвали попытки немцев прорваться к Ленинграду через Колпино
Командир батальона талантливый инженер Георгий Водопьянов и команда заводских специалистов разработали бронированную пулемётную точку с использованием башни танка-амфибии Т-38, которая сыграла немалую роль во всех боях.
О том, какой невероятно высокой ценой досталась Победа, напоминает и представленный макет самоходной артиллерийской установки СУ-26, которая производилась на заводе подъёмно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова.
Нам показали ещё один вид оружия-легенды — макет пушки образца 1941 года, знаменитую «Ленинградку», разработанную инженерами машиностроительного завода № 7 имени М.В. Фрунзе (так с 1940 года стало называться оборонное предприятие «Арсенал»). Разработку чертежей специалисты начали 25 июля 1941 года, а первый образец был готов уже к 11 августа. Авианалеты, разрушенные цеха и котельная не помешали давать продукцию, которую сразу же отправляли на передовую. Всего на заводе было выпущено 1689 противотанковых пушек. Многие фронтовики потом вспоминали эти маленькие 45-миллиметровые пушки самыми добрыми словами.
На завод во время блокады привозили и разбитые орудия, рабочие собирали из двух-трех одну и отправляли вновь на фронт.
Фото: Павел Даиси / MR7
Оружие возвращается с поля боя в наши дни
Есть в экспозиции витрина, посвященная стрелковому оружию. Мы увидели пистолет-пулемёт системы Алексея Судаева образца 1943 года. Разработали его в Москве, но начали производить в мастерских Сестрорецкого инструментального завода. С апреля 1942-го в день выпускалось 300 таких автоматов. Пистолет-пулемёт системы Судаева, между прочим, позже производили на других заводах страны, и он до сих пор используется в некоторых горячих точках.
Пистолет-пулемёт Судаева, производившийся в блокадном Ленинграде. Фото: Павел Даиси / MR7
Другая редкая реликвия — пистолет системы Василия Дегтярёва, найденный уже в наше время поисковиком Георгием Стрельцом на Невском пятачке. Удалось выяснить, что этот пистолет принадлежал батальонному комиссару Щурову. Оружие, участвовавшее в битве за Ленинград и пролежавшее в земле не одно десятилетие, требует серьёзной реставрации, но и без неё это ценный музейный экспонат.
Пистолет-пулемёт системы Дегтярёва, найденный поисковиками на месте боёв. Фото: Павел Даиси / MR7
Дневник — важный свидетель
Особое место в истории блокады занимают дневники его жителей. В фондах музея хранятся многие бесценные записи, в том числе и старшего мастера слесарного цеха Государственного машиностроительного и приборостроительного завода «Двигатель» Владимира Фокина. Его дневник и архив семьи передал музею в 2013 году сын Владимира Фокина Юрий.
Фото: Павел Даиси / MR7
Во время войны Владимир Фокин руководил созданием деталей для пистолета «Балтиец», ещё одного ленинградского изобретения. Пистолеты с надежной автоматикой планировали выпускать для офицерского состава флота. Но не хватало ресурсов, поэтому успели собрали только 15 таких пистолетов.
В дневнике, который можно увидеть на выставке, мастер рассказывает, как работало предприятие в дни осады, с чем пришлось столкнуться всем тем, кто стоял у станков. В одной из записей, датируемой январем 1942 года, Владимир Фокин писал, что завод загружен только на 25—30 процентов. Вместе с Владимиром на заводе трудился его брат Сергей, умерший прямо в цеху. Когда Владимир узнал о его смерти, это был, как он пишет, самый тяжёлый день жизни. Как оказалось, мёртвый брат просидел у цеховой печки три дня. Владимир Фокин нашёл в карманах только ключи от квартиры и документы, а продовольственных карточек не оказалось. У блокады много лиц…
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.