В городе на Неве открылась новая выставка к 80‑летию со дня окончания Ленинградской битвы

Сегодня, в день 80‑летия со дня окончания Ленинградской битвы, в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открывается выставка «Оружие блокадного города» (12+).

Факт, известный очень хорошо: несмотря на блокаду, ленинградская промышленность давала фронту военную продукцию. При этом, как отмечает куратор выставки Никита Савула, в условиях крайне ограниченных ресурсов приходилось идти на всевозможные технологические ухищрения и упрощения.

Ряд вооружений был изобретен непосредственно в условиях осажденного города. В их числе — противотанковая граната, сконструированная в самом начале войны сотрудниками ЦКБ-22 Михаилом Дьяконовым и Аполлоном Селянкиным. Гранату производил ленинградский завод «Северный пресс», она могла подбить практически любой вражеский танк, единственным ее минусом было то, что она была достаточно тяжелой — ее прозвали «ворошиловским килограммом». Даже хорошо подготовленный боец мог метнуть такую гранату максимум на полтора десятка метров.

Яот же Селянкин разработал мину-малютку размером едва ли чуть больше спичечного коробка. Простая в производстве, она была очень опасным оружием: убить не могла, но наносила тяжелое увечье — пострадавший от нее уже никогда не мог вернуться в строй.

— За время блокады было выпущено около миллиона подобных противопехотных мин. Однако они были чрезвычайно опасны и для наших бойцов. Красноармейцы не успевали вовремя заметить эти мины из‑за их маленьких размеров, поэтому тоже могли наступить на них. Показательным является случай, произошедший с самим Селянкиным: он попал в госпиталь, где оказался в одной палате с бойцами, которые подорвались на его изобретении и очень нелестно высказывались о конструкторе таких мин, — говорит куратор выставки.

Представлен на ней и макет передвижной бронированной пулеметной точки, сконструированной весной 1942 года силами рабочих из 72‑го Ижорского батальона под руководством его командира инженера-металлурга Георгия Водопьянова. Для нее использовалась башня танка-амфибии Т-38. Сам Водопьянов впоследствии вспоминал: «Установки монтировали на колесах. Их можно было перевозить автомашиной или конной тягой, что позволяло быстро занять новый рубеж».

Блокадным изобретением был и пистолет «Балтиец». История его производства началась с того, что однажды зимой 1941/42 годов у вице-адмирала Валентина Дрозда, командующего эскад­рой Балтийского флота, заклинил его пистолет системы ТТ. Причина — низкая морозоустойчивость: при температуре минус 20 – 30 градусов детали смерзались, оружие выходило из строя. Последовало обращение в вышестоящие инстанции с просьбой изготовить пистолет с более надежной автоматикой, дабы вооружить ими офицерский состав флота.

За основу новой модели взяли немецкий образец системы Walther PP. Работа над проектом велась в сжатые сроки, заказ выполняли вручную. Так в марте 1942 года ­появился первый экземпляр пистолета «Балтиец». Однако в серийное производство он не пошел из‑за того, что не было ресурсов для создания новых деталей. Всего на машиностроительном и приборостроительном заводе «Двигатель» было собрано полтора десятка таких образцов оружия.

Руководил созданием деталей для пистолета «Балтиец» старший мастер слесарного цеха завода «Двигатель» Владимир Фокин. Десять лет назад потомки передали в музей его блокадный дневник, который ныне также стал одним из экспонатов выставки. Это ценное свидетельство блокады еще ждет своей публикации…

Если пистолет «Балтиец» так и остался «штучным», то пистолет-пулемет системы Судаева пошел в массовое производство именно в осажденном городе. Он был разработан в Москве, но его производство освоили перебазировавшиеся в Ленинград ­мастерские Сестрорецкого инструментального завода. С декабря 1942 года по январь 1944‑го в них выпустили около 50 тысяч экземп­ляров такого оружия.

Его испытания происходили в районе Ораниенбаумского плац­дарма, а боевое крещение пистолет-пулемет системы Судаева получил во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Впоследствии его производили и на других заводах страны, он стал одним из символов Красной армии…

Вплоть до мая 1944 года в Ленинграде, в частности на машиностроительном заводе имени Макса Гельца, выпускали и пулеметы собственной конструкции, которые называли «Максим-Ленинградец», или «Максим-блокадник». Колеса нередко изготавливали из обрубков водопро­водных труб. Есть немало фотографий, сделанных на Ленинградском фронте, на которых наши бойцы запечатлены как раз за такими пулеметами.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7723) от 09.08.2024 под заголовком «Оружие непокоренного города».

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com