В Музей обороны и блокады Ленинграда передали портрет Ивана Зубкова

Он занял место в галерее Героев
 
 

Портрет передала в дар музею компания «Метрострой Северной столицы» по инициативе Общественной организации ветеранов войны, труда и пенсионеров «Метростроя» в честь 120-летия со дня рождения героя блокадной магистрали.

«Наша галерея пополнится еще одним портретом настоящего героя. Этого человека можно совершенно справедливо отнести к спасителям Ленинграда», – прокомментировала директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.

Одна привычка

Исконные стены здания в Соляном переулке хранят в себе воспоминания о тех 872 днях страха и голода. Вот только эти чувства не ушли, когда 18 января в два часа пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. Они не ушли, когда вечером того же дня сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Они не ушли и тогда, когда детей из эвакуации вернули в свободный и тихий город. Эти чувства живут в памяти и сейчас.

«Пришло время – война закончилась. Безусловно, радости не было предела, когда сказали: «Ребята, победа за нами». Но, знаете, осталась блокадная, не детская привычка: никогда не оставлять ни крошки. В тарелке нужно было все доесть. Неважно, нравится тебе или не нравится: тарелку на мойку отдавали чистую. Помню, уже после, когда нас кормили в школе и что-то оставалось, что можно было забрать, я складывала в баночку и несла маме», – дрожащим голосом рассказывает житель блокадного Ленинграда Евгения Литвеева.

 

Всего 17 дней

Эвакуация шла на баржах. Некоторые пассажиры ни имя мамы вспомнить не могли, ни на лавку забраться – не доставали. А над ними в воздухе страшные звуки, а о баржу бьются сильные волны…

Но это ненадолго: придут холода и Ладожское озеро скует льдом. Нужно было что-то делать. Поэтому стали проектировать военно-автомобильную дорогу №101, которую теперь весь мир знает как Дорогу жизни. Но пусть и проложили по наименьшим глубинам, лед ломался, а воды забирали себе не только малое количество еды, но и жизни отважных шоферов.

Научились: узнали нужную толщину льда, ехали пусть и под обстрелами, но медленно, чтобы не провалиться. Был только этот лед и только воды – больше ничего. Думали, что до конца января 1943 года ничего не изменится, поэтому уже и свайно-ледовую железную дорогу строить начали. Но кольцо разорвали.

И пусть железную дорогу на льду не достроили, а новая эстакада Шлиссельбург – Поляны была сухопутной, Ивана Зубкова, под чьим руководством выполнялось проектирование, можно назвать настоящим героем. На 33 только что отвоеванных заминированных километра было выделено 20 дней. Дорогу победы построили за 17. Седьмого февраля в оголодавший и замерзший город пришел первый поезд, привез 80 килограммов сливочного масла. А 22 февраля нормы продовольствия были доведены до всесоюзных норм. Ленинградцы перестали умирать от голода.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com