30 июля прошла торжественная церемония передачи в дар Музею портрета героя Ивана Георгиевича Зубкова, посвящённая 120-ти летию со дня его рождения

30 июля в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда прошла торжественная церемония передачи в дар Музею художественного портрета героя блокадной магистрали, Героя Социалистического Труда, первого директора Ленинградского метростроя, Ивана Георгиевича Зубкова, посвящённая 120-ти летию со дня его рождения. 

Даритель — компания «Метрострой Северной Столицы» по инициативе Общественной организации ветеранов войны, труда и пенсионеров «Метрострой». Автор портрета — художник Нуримов Сабит, член Союза художников России.

Портрет Ивана Зубкова был написан специально для «Галереи Героев», которая создаётся в Музее в соответствии с концепцией развития Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный музей обороны и блокады».

Первый директор Музея, Лев Львович Раков, был восхищён Галереей Героев 1812 года, созданной в Эрмитаже, и думал о подобной в 1944-м. И сегодня в Музее, буквально от первых шагов, можно увидеть, как идея о сохранении памяти героев Ленинградской победы воплощается в жизнь.

Передача в дар художественного портрета Ивана Зубкова – ещё один шаг в этом направлении.  

В зале присутствовали метростроевцы, друзья и партнёры Музея. Почётными гостями события стали жители блокадного Ленинграда, ветераны метростроя, родственники Ивана Зубкова.                    

Евгения Алексеевна Литвеева – член общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Адмиралтейского района. В своём выступлении она поделилась воспоминаниями из детства – как их, маленьких истощённых ленинградских детей, везли по Дороге жизни в эвакуацию. По дороге, строительством которой руководил Иван Георгиевич Зубков.  По разработанному им проекту автомобильный участок соединили с узкоколейным железнодорожным полотном, проложенным прямо льду Ладожского озера. Эти воспоминания живут с Евгенией Алексеевной всю жизнь. Спустя больше, чем полвека, случилась счастливая встреча этих уже очень повзрослевших ленинградских ребят, с которыми было пройдено немало испытаний, были слёзы радости и большая благодарность за спасение. 

Со словами приветствия к собравшимся выступил председатель Совета Санкт – Петербургской общественной организации ветеранов, Василий Тихонович Волобуев.

Елена Витальевна Лезик рассказала гостям о «Галерее Героев», создаваемой в Музее, согласно концепции развития. О том, что уже сделано и предстоящей работе в этом направлении. Директор Музея выразила признательность компании «Метрострой Северной Столицы» за такой дорогой подарок и выразила пожелание дальнейшего сотрудничества по сохранению исторической памяти о героях Ленинградской победы.

На большом экране показали отрывок из документального фильма ВГТРК «Иван Зубков. Спаситель Ленинграда», режиссёр Алексей Денисов. Уникальные кадры кинохроники, вошедшие в фильм, рассказали о прибытии первого поезда с продовольствием по эстакаде «Шлиссельбург-Поляны», связавшей Ленинград с Большой землёй. За строительство этой дороги, получившей название «Дорога Победы», в январе 1943 года Иван Георгиевич получил Золотую звезду Героя Социалистического труда.

В торжественной обстановке прошла церемония передачи в дар музею художественного портрета Ивана Зубкова.  Прозвучали приветствия от директора компании «Метрострой Северной Столицы», Дмитрия Сергеевича Васильева, директора Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, Владимира Ивановича Мителенко. От железнодорожников Октябрьской железной дороги с приветственным словом выступил Павел Фёдорович Марков — председатель Совета ветеранов.

Выразить своё почтение музею, увековечившему память героя Ленинградской победы и первого директора Ленинградского метростроя, приехали гости из Москвы — Сергей Григорьевич Стешенко — председатель региональной общественной организации «Территориальный профессиональный соз работников Московского метростроя»и руководитель пресс-службы Московского метростроя — Светлана Сергеевна Генералова. Они вручили директору Музея, Елене Витальевне Лезик, благодарственное письмо и комплект юбилейных наград московского метростроя. Именно на строительстве московского метро начиналось восхождение на профессиональный Олимп талантливого инженера-строителя Ивана Зубкова.

В завершение торжественной церемонии со словами благодарности от всех ныне живущих родственников Зубкова выступил племянник Ивана Георгиевича – Алексей Ерёмин

Масштаб личности Ивана Георгиевича настолько велик, что спустя 80 лет историки открывают новые факты, подтверждающие это. В фондах Музея обороны и блокады Ленинграда хранится малоизвестный документ, иллюстрирующий, как ценился личный вклад Зубкова в общую Великую Победу над врагом: это Приказ за подписью Иосифа Сталина от 07 октября 1944 года в адрес Управления военно-восстановительных работ №2 и Строительства №5, которое возглавлял Иван Зубков до своей гибели в июле 1944 года, о вынесении благодарности за собранные средства на строительство авиаэскадрильи боевых самолётов имени Героя Социалистического труда, тов. Зубкова.

Справка: Иван Зубков начал профессиональную карьеру на строительстве Московского метрополитена. В 1941 году направлен в Ленинград директором Строительства №5 — будущего «Ленметростроя». Под его руководством строительство метро шло рекордными темпами, которое прервала Великая Отечественная война. Благодаря верному и своевременному решению Зубкова законсервировать построенные туннели «мокрым» способом – затопить водой, ленинградское метро было спасено. Авторские разработки Ивана Георгиевича Зубкова до сих пор активно используются в строительстве.

Иван Зубков с первых дней Великой Отечественной войны находился на Ленинградском фронте. Он занимался строительством оборонительных сооружений, дорог и мостов, проектированием и строительством соединительных железнодорожных веток, ставших частью Дороги жизни, возводил портовые постройки на берегу Ладожского озера.

В 1942 году по инициативе Зубкова по дну Ладожского озера протянули телефонный кабель, линии электропередач и трубопровод, в рекордно короткие сроки прямо по льду озера проложили железнодорожную ветку. Это была та самая «артерия жизни», которая помогла Ленинграду выжить.

В 1943 году, что было беспрецедентным для военного времени, Ивану Зубкову присвоили звание «Герой Социалистического Труда» за строительство эстакады «Шлиссельбург – Поляны», соединившей Ленинград с Большой землёй и получившей название «Дорога Победы». За заслуги перед Отечеством Зубков Иван Георгиевич награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За трудовую доблесть» и «За оборону Ленинграда».

В июне 1944 года Ивана Георгиевича не стало. Самолет, на котором Зубков летел в Лодейное поле для осмотра работ по восстановлению разрушенного моста, потерпел крушение. Ивану Георгиевичу Зубкову было 39 лет.

Похоронен герой Ленинграда в Александро-Невской лавре.

Его имя вписано в Золотую книгу Санкт-Петербурга и увековечено в названии одной из улиц города в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга.

Акционерное общество «Метрострой Северной Столицы» сохраняет и приумножает славные традиции, заложенные первым руководителем.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com