Дневник В.В.Фокина

Суровая и тяжелая для жителей города зима 1941-1942 гг. в блокадном Ленинграде выявила существенный недостаток в конструкции пистолета системы ТТ. При отрицательных температурах воздуха порядка –20-30 градусов отмечалось смерзание деталей оружия.
На эту проблему никто не обратил бы внимание, но у вице-адмирала В.П. Дрозда – командующего эскадрой Балтийского флота заклинил его пистолет ТТ. В этот же день он встретил контр-адмирала Ю.Ф. Ралля и попросил его выстрелить из своего пистолета ТТ. Тот работал безотказно. Сразу стала понятна причина – низкая морозоустойчивость пистолета. Тогда контр-адмирал Ю.Ф. Ралль обратился в вышестоящие инстанции с просьбой изготовить на одном из Ленинградских заводов пистолет с более надежной автоматикой. Предполагалось вооружить ими офицерский состав флота.
За основу новой модели было принято решение взять немецкий образец системы Walther PP, но под патрон 7,62 мм. Работа над проектом велась в сжатые сроки и ограниченным кругом лиц. Оснастка для изготовления деталей не разрабатывалась, заказ выполнялся вручную, воронение производилось кустарным способом.
В марте 1942 г. пистолет «Балтиец» № 1 был собран, но вскоре из-за отсутствия ресурсов для создания новых деталей производство этой модели прекратилось. Всего на Государственном машиностроительном и приборостроительном заводе «Двигатель» было собрано 15 пистолетов «Балтиец».
В 2013 году в дар Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда Юрием Владимировичем Фокиным был преподнесен архив его семьи.
Особый интерес представляет дневник отца дарителя – Владимира Васильевича Фокина – старшего мастера слесарного цеха завода «Двигатель», руководившего созданием деталей для пистолета «Балтиец».
В дневнике описаны страшные будни первой блокадной зимы: то, как семья Фокиных выживала в тех условиях, и с какими трудностями столкнулся В.В. Фокин, будучи старшим мастером цеха.
Вот одна из записей в дневнике:
23/I-42 года
Сегодня самый тяжелый для меня день. Прихожу на завод как обычно к 8 часам, в 9 часов меня встречает на дворе Слава Владиславлев и говорит: «Володя, говорят, в четвертом цеху какой-то Фокин помер, это не твой ли брат?». Я с ним поднимаюсь в 4-ый цех и вижу на самом проходе у печки лежит закоченевший Сергей. На меня это так убийственно подействовало, что со мной случилось дурно. Но Слава и Миша Воробьев привели меня в сознание. Тогда я обшарил карманы у Сергея, у него оказалось в карманах только ключи от квартиры да паспорт с военным билетом, а остальное было все украдено.
Данный предмет из фондов музея вы сможете увидеть на выставке «Оружие блокадного города», которая откроется 9 августа.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com