Сегодня отмечает 160-летие Педагогический музей Академии постдипломного педагогического образования (АППО).

Сегодня отмечает 160-летие Педагогический музей Академии постдипломного педагогического образования (АППО).

Удивительно, но инициатором одного из самых гуманитарных музеев стал военный министр, один из разработчиков военной реформы, граф Дмитрий Алексеевич Милютин. Дело в том, что музей изначально планировался для помощи в подготовке кадров для регулярной армии. Первые одиннадцать лет своего существования он находился на Васильевском острове – на Университетской набережной в здании бывшей Типографии военно-учебных заведений, рядом со зданием Первого кадетского корпуса. Но развернуть активную деятельность и стать действительно популярным музей смог только после переезда в 1875 году в Соляной городок.

Здесь Педагогический музей отошел от сугубо военной специфики и стал своеобразным центром передовой педагогической мысли в Российской империи. Он занимался пропагандой педагогического опыта по всем дисциплинам среднего и начального звена народного образования страны, собрал богатейшие коллекции школьных пособий, материалов по внешкольному воспитанию. Здесь читали лекции знаменитые ученые и проводили народные чтения, которые сопровождались опытами и даже воспроизведением картин на экране – «туманных картин», как тогда называли диапозитивы.

С 1874 года в музее действовали Общедоступные музыкальные классы, в которых можно было научиться играть на фортепиано, скрипке, духовых инструментах. Работой музыкального отдела руководил Н.А. Римский-Корсаков, в числе преподавателей был М. П. Мусоргский.

В 1896 году специальный кружок для учителей, желающих руководить физическими упражнениями и играми, возглавил А. Ф. Лесгафт. Можно сказать, что именно отсюда берет начало Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта. Два раза в месяц здесь проходили собрания Учебно-воспитательного комитета для усовершенствования педагогических программ по различным предметам. При музее работал институт усовершенствования учителей. Ежемесячно он устраивал собрания учителей столицы России по всем курсам, которые преподавались в средней школе. С 1906 года по инициативе Педагогического музея в его стенах проходили педагогические съезды, собиравшие учителей со всей страны, в том числе Первый Всероссийский съезд по педагогической психологии (1906) и Первый Всероссийский съезд преподавателей математики (1911).

Принципиальным отличием Педагогического музея было то, что он не получал субсидий от государства, а пользовался только тем, что сам заработал.

30 апреля 1944 года в Соляном городке начала работа выставка «Героическая оборона Ленинграда». Здания Педагогического музея на набережной реки Фонтанка вскоре были переданы новой выставке. Ко второй годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады для посетителей открылись двери уже Музея обороны Ленинграда.

Педагогический музей сегодня является структурным подразделением АППО. В нем и сейчас можно увидеть экспонаты из Соляного городка. Но, главное, музей продолжает взятую на себя боле полутора века назад миссию – помогать тем, кто избрал в жизни нелегкую, но очень важную педагогическую стезю.

Коллектив Музея обороны и блокады Ленинграда сердечно поздравляет коллег, желает успехов во всех начинаниях и выражает уверенность, что наше многолетнее сотрудничество будет только крепнуть. С юбилеем!

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com