Выдающийся ученый-электротехник и организатор науки, разработчик крупных электромашин и систем управления, внедренных на Волжской, Братской, Асуанской (Египет), Красноярской, Саратовской ГЭС, Игорь Алексеевич Глебов (1914-2002) с учетом груза своих должностей (председатель президиума Ленинградского научного центра АН СССР, директор ВНИИэлектромаш, депутат Верховного Совета СССР — председатель Комиссии по науке и технике Совета Союза, член ВАК при Совете министров — всего по подсчетам биографов 37 позиций) был не только сверхзанятым, но и до щепетильности обязательным человеком, потому что дорожил каждой минутой. Непрерывность работы он возвел в жизненный принцип, а для этого требовалась жесткая самодисциплина. К ней И.А. Глебова приучила Великая Отечественная война, на которую выпускник Ленинградского политехнического института ушел добровольцем. О том, как он воевал, можно судить по наградам: два ордена Отечественной войны I степени, ордена Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды и медали.
Всю войну был в действующих частях на Волховском, Юго-Западном, 1-м, 3-м и 4-м Украинских фронтах, воевал на Синявинских болотах, которые стали плацдармом кровопролитных сражений на подступах к Ленинграду: он постоянно находился в зоне смертельного риска, перемещаясь между пунктами наблюдения на переднем крае и своей батареей. Уцелел сам («Это судьба», – лаконично говорил он), поразив армейское начальство способностью быстро и точно вычислять координаты огневых точек противника в уме и с помощью таблиц, которые сам составлял и держал в голове: здесь очень пригодились знания, полученные в вузе и на военных сборах электрофизического факультета на базе артиллерийского училища под Лугой.
В годы войны он развил в себе еще одну редкую способность: после бессонной ночи продолжать спокойно работать, не теряя продуктивность и контроль над обстановкой. Эта неутомимость выручала его в бытность начальником разведки 6-го гвардейского стрелкового корпуса, а также позже, когда он стал начальником разведки артиллерии 1-й гвардейской армии. Еще до войны И.А. Глебов выучил английский, а пользуясь передышкой в боях, вызванной передислокацией, освоил и немецкий, что позволяло ему самостоятельно допрашивать пленных и читать захваченную документацию. Его разведотдел работал круглосуточно, с высокой точностью вычисляя координаты вражеских целей, ежемесячно выпуская тщательно подготовленные отчеты, предложения и прогнозы, оценивая возможности противника.
На войне И.А. Глебов познакомился с будущей женой Екатериной Даниловной. Сперва заочно: по фотографии во фронтовой газете, где было написано, как 19-летняя Екатерина Сундугей гранатой подорвала вражеский танк, а потом они встретились в 1944 г. на 4-м Украинском фронте. Выходя из штаба, он вдруг увидел, как у дверей лихо спешилась с лошади та самая девушка, и сразу подумал: «Я на ней женюсь». Об этом он вспоминал на их золотой свадьбе в 1995 г.
Академик Глебов — воплощение ленинградского интеллигента в первом поколении (отец его происходил из Вологодской губернии, мать — из Архангельской). Отправленный родителями на учебу в северную столицу, он всего добился своим трудом. До поступления в Политехнический институт работал электромонтером на заводе, а после окончания вуза изучал автоматизацию агрегатов кольской энергосистемы на примере Туломской ГЭС в Мурманской области. Это был тоже его принцип: досконально разбираться в том, чем занимаешься. Он не пожелал восстанавливать подготовленную перед войной кандидатскую диссертацию (рукопись сгорела в печке коммуналки во время блокады), а подготовил и защитил другую, хотя для этого пришлось с нуля собирать лабораторную базу. В нем была ленинградская благородная сдержанность и аскеза, оттененная трагической гибелью уже в пожилом возрасте от рук грабителей. Город, который он защищал в годы войны, не сумел защитить его в мирное время.
Именно академик Глебов стоял у истоков интеграции академических, отраслевых институтов, предприятий и вузов города, искал оптимальные форматы их взаимодействия. Сначала по его инициативе в 1979 г. был организован междуведомственный координационный совет при Президиуме АН СССР с 18 специализированными советами, нацеленными на комплексную разработку научных проблем региона, затем — Ленинградский научный центр АН СССР, президиум которого И.А. Глебов возглавлял до 1989 г., продвигая самые разнообразные проекты того времени.
Современный Музей обороны и блокады Ленинграда во многом обязан И.А. Глебову своим нынешним существованием: в результате его личного участия 24 апреля 1989 г. Исполком Ленсовета принял решение о восстановлении музея, а уже 8 сентября этого же года состоялось открытие Государственного музея обороны Ленинграда в Соляном городке.