Легенда:
Скульптурный триптих известного современного Санкт-Петербургского скульптора Дмитрия Моисеевича Вайнмана «Реквием», посвященный Анне Франк и детям-жертвам фашизма, выполнен в дереве, в барельефе. По замыслу автора он несколько напоминает трёхстворчатый алтарь. Эта работа занимает центральное место в ряду произведений Вайнмана, посвященных теме Второй мировой войны и Холокоста.
Анна Франк (1929-1945) – еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывалась с семьей от нацистского террора в Нидерландах. В июне 1940 г. после оккупации фашистской Германией Нидерландов семья Франков переселилась в убежище, вход в которое был замаскирован под шкаф с документами. В убежище Анна вела дневник в письмах – первую запись она сделала 12 июня 1942 года, в день своего рождения, когда ей исполнилось 13 лет, последнюю – 1 августа 1944 года. Вскоре семья Франков была выдана предателем. Они попали в транзитный концлагерь, откуда были депортированы в Освенцим. В октябре 1944 года Анна и ее сестра были переведены в Берген – Бельзен. В начале марта 1945 года обе девочки умерли от тифа. В нацистских концлагерях выжил только отец–Отто Франк, который в 1947 году опубликовал дневник Анны. Эта книга сразу стала мировым бестселлером – не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом. Анна Франк и ее семья, также как и Таня Савичева и ее родственники считаются одними из самых известных жертв нацизма.
Обнаженная фигура девочки-подростка с обритой наголо головой (так обривали еврейских женщин и детей в концлагерях), изображенная в центре триптиха, кажется бесплотной – это скорее облик души, чем тела, души, взятой в кандалы, тесные и хищные скобки, готовые вот-вот сомкнуться над ее головой. Скульптор поместил свою героиню между двумя дугами – столбами лагерного ограждения. Венчает центральную часть настоящий лагерный фонарь.
Боковые части представляют собой грубые, плоские деревянные конструкции, закрепленные тяжелыми металлическими болтами. Справа, в раскрытой двери вагона, видна обреченная на смерть семья – мать и двое детей. Слева – распростёртая фигура с воздетыми руками символизирует конец трагедии.
Триптих Вайнмана решен в обобщенной и лаконичной форме. Он отражает не только трагедию Холокоста, но и вызывает прямые ассоциации с блокадной темой. Это своеобразный памятник всем детям, погибшим в годы Второй мировой войны.