Предмет недели: Портрет сержанта связи Богданова

Краткое описание предмета:

Бумага, цветной карандаш.
Р.: 20,4 х 14,6 см.
КПНВ 12865
1942 г.

Под изображением цветным карандашом: «АТ 42 72», «сержант связи Богданов» и роспись А.Трошичева. На обороте: письмо Трошичева детям от 11 февраля 1942 г.

«Портрет сержанта связи Богданова» поступил в 2001 г. Дарителем выступил Олег Александрович Трошичев – сын А.А. Трошичева, геофизик.

История предмета:

Рисунок относится к коллекции фронтовых рисунков А.А. Трошичева, выполненных на Ораниенбаумском плацдарме в 1941-1943 гг. Уникальность этой зарисовки и в том, что на обороте – обстоятельное письмо Трошичева детям, написанное чернилами, в котором он интересуется жизнью сына и дочери, радуется их успехам, их увлечением поэзией.

 

Большая коллекция рисунков А.А. Трошичева, представленная в коллекции Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, связана, главным образом, с портретным жанром.

В 1936 г. Трошичев, написавший в конце 1930-х гг. несколько значительных жанровых картин, сложившийся художник, закончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ИЖСА ВАХ). Работал заведующим учебной частью Средней художественной школы при ВАХ.

Художник, после начала Отечественной войны, летом 1941 г., отправил семью в эвакуацию, а сам вступил добровольцем-политбойцом в народное ополчение. В конце сентября 1941 г. участвовал в боях на Ораниенбаумском плацдарме.

Оборонявшиеся на Ораниенбаумском плацдарме войска не выбирали рубеж обороны. Заняли его там, где удалось зацепиться. Передний край едва ли не на всём протяжении проходил по низинам, болотам, перелескам, почти не имел господствующих высот. Особо тяжкой была первая зима: мороз до 40 градусов, глубокий снег, промерзшая до каменной твердости земля, 300 грамм хлеба, отчаянные вылазки морских пехотинцев, отражение вражеских атак при жесточайшей нехватке боеприпасов.

Трошичев писал в своих воспоминаниях «В районе Петергофа»: «В декабре-январе паек был сведен до минимума, были участки, на которые в течение всей зимы горячая пища доставлялась только один раз в сутки. Среди солдат началась дистрофия, а затем появились и случаи смерти от истощения. К тому же непрерывные бои с осени, ранняя зима помешали отрыть окопы и землянки нужного профиля. Солдатам приходилось наверстывать это с наступлением морозов, причем начинать нужно было не с землянок, а с устройства огневых точек и других оборонительных сооружений. Придешь, бывало, на передовую, в человеке еле душа теплится, только глаза живые. В эти тяжелые дни как было отказать бойцу в его просьбе сделать «портретец», чтобы он мог послать родным свое изображение. Я начал постепенно приобщаться к рисунку и, отправляясь в окопы, не расставался отныне с карандашом и бумагой. А боец, прежде чем сесть позировать, непременно помоется и побреется, глядишь – и воротничок свежий подошьет к гимнастерке. И самому и другим любо – иным стал солдат. Да и в землянке как-то по-другому стало, чище и уютнее».

 

В феврале 1942 г. по заданию командования Трошичев рисовал снайперов-истребителей. Портретные зарисовки художника с краткими аннотациями под ними монтировались на соответственно оформленном щите, некоторые из них гравировались и воспроизводились в дивизионной газете «За Родину».

Часть рисунков, выполненных на протяжении 1942-1943 гг., была показана на выставке художников-фронтовиков в 1943 г. Артистичные, непринужденные портретные зарисовки Трошичева отличаются необыкновенной зоркостью, остротой видения, в них запечатлены с документальной точностью черты фронтовиков. Художник использует разные материалы, часто цветной карандаш, тоновое цветовое пятно, реализуя свои возможности живописца. Под некоторыми портретами позже сделаны печальные подписи. Так, под портретом студента ЛИСИ, автоматчика Миши Кузеванова – приписка: «Погиб при снятии блокады 14 января 1944 г.».

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com