18 января – 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда

После ожесточенных боев 13-14 января 1943 г. оборона противника южнее Ладожского озера распалась на ряд опорных пунктов, которые, тем не менее, немцы продолжали упорно оборонять, иногда переходя в контратаки. 

В северной части плацдарма самым сильным опорным пунктом был Шлиссельбург, а в центре, куда сходились направления ударов Ленинградского и Волховского фронтов, – Рабочий поселок № 5, который прикрывал дорогу Шлиссельбург – Синявино. Несмотря на то, что с 17 января расстояние между двумя фронтами в районе поселка было около 1 км, советским войскам никак не удавалось уничтожить этот опорный пункт. Только в 9 часов 30 минут 18 января 1943 г. войска обоих фронтов встретились севернее, в районе Рабочего поселка № 1. Поселок № 5 был окружен, и его штурм, наконец, увенчался успехом: в 11 часов 45 мин состоялась встреча фронтов уже в Рабочем поселке № 5. К 16 часам того же дня от противника был очищен Шлиссельбург, к исходу дня, в результате освобождения деревни Липки – все южное побережье Ладожского озера. Это позволило объявить, что 18 января 1943 г. блокада Ленинграда – прорвана, несмотря на то, что отдельные группировки немцев продолжали сопротивление и попытки вырваться из окружения, что во многом удалось. Немецкие войска, кроме того, смогли создать фронт обороны севернее Синявино и удержаться на нем.

Если сейчас 18 января воспринимается как последний и победный день операции, на самом деле он таковым не был и зимой 1943 года таковым не воспринимался. Вторая задача – освобождение Мги и Московской железной дороги – выполнена еще не была. Поэтому в газетах тех дней каждая большая статья заканчивалась призывами к дальнейшим действиям: «безжалостно, со все возрастающим напором громить и гнать немцев от Ленинграда», «настойчиво преследовать гитлеровцев, окружать их, не дать им уйти живыми из-под стен Ленинграда», – а бойцы со страниц газет клялись выполнить приказ товарища Сталина и «окончательно разгромить врага под стенами нашего великого города».

Однако выполнение клятвы оказалось делом очень непростым. Капитуляция сталинградской группировки противника, по замыслу пропагандистов, должна была резко усилить наступательный порыв ленинградцев; газета «На страже Родины» заявляла 4 февраля 1943 г.: «сталинградская победа придает нам новые силы, ничто не остановит нас, через реки вражеской крови, по трупам врагов мы пойдем вперед». Но, поскольку с течением времени продвижение вперед сошло на нет, статьи такого рода в газетах стали исчезать, и, например, 26 февраля 1943 г. бойцы уже клялись Сталину не разгромить врага под Ленинградом, а только лишь «лучше овладеть своим оружием и бить неустанно врага».

Рисунок из газеты «На страже Родины» за 20 января 1943 г.
 
Рисунок из газеты «На страже Родины» за 20 января 1943 г.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com