17 декабря – 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза В.Н. Евграфова

Вадим Николаевич Евграфов родился 17 декабря 1922 г. в Брянске. Окончил среднюю школу (по другим сведениям, имел незаконченное среднее образование) и аэроклуб. С 1940 г. – курсант Ейского военно-морского авиационного училища.

17 декабря – 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза В.Н. Евграфова, изображение №1
 

Курс училища сержант Евграфов завершил осенью 1942 г. – в разгар войны. От предложения остаться в училище инструктором Евграфов отказался, и был направлен в разведывательные части ВВС Балтийского флота, где получил гидросамолет МБР-2. На гидросамолете Евграфов выполнял различные задания – разведку, штурмовку морских и наземных целей, минирование и, напротив, пробивание проходов в минных заграждениях противника в Финском заливе.

Самым замечательным случаем из этой части боевой биографии Евграфова можно, наверное, назвать вылет 13 февраля 1943 г. на одну из «крупных баз» противника. «Летающая лодка» Евграфова тогда 30 минут барражировала над целью, вызывая на себя огонь зенитной артиллерии – чтобы отвлечь его от своих товарищей, наносивших удар. После чего удар нанес сам Евграфов.

С осени 1943 г. Евграфов – летчик 1-го гвардейского минно-торпедного полка КБФ, воевал на бомбардировщике американского производства «Бостон» А-20. К июлю 1944 г. совершил 117 боевых вылетов, уничтожил 4 транспорта противника.

Известен Евграфов стал в мае 1944 г. 25 мая 1944 г. он доложил о потоплении вражеского транспорта. Выяснилось, что это был девяносто девятый из кораблей и судов, потопленных или поврежденных полком. На следующий день портреты Евграфова и его штурмана В.А. Будорагина поместила газета «Красный Балтийский флот»; и в ту же ночь по приказанию командира полка И.И. Борзова началась «охота за сотым». Она закончилась более чем удачно: четыре экипажа потопили четыре вражеских транспорта, и первый из них – желанный сотый – экипаж Евграфова. 27 мая в полк прибыл командующий КБФ В.Ф. Трибуц, который вручил и полку, и Евграфову лично орден Красного Знамени. На церемонии присутствовал и командующий ВВС флота М.И. Самохин. На следующий после этого день экипаж Евграфова телеграммой поздравил нарком ВМФ Н.Н. Кузнецов.

В последний раз Евграфов отличился 15 июля 1944 г.: его экипаж потопил транспорт водоизмещением в 9 тыс. тонн. Подчеркивалось, что эта победа произошла «в дни подготовки ко Дню военно-морского флота»; вероятно, это помогло тому, что 19 августа 1944 г. лейтенанту В.Н. Евграфову было присвоено звание Героя Советского Союза.

На следующий день, 20 августа, Евграфов погиб. Военная пресса, рассказывая о своих любимцах – летчиках, иногда и подвергала их критике, например, за лихачество. Евграфов сразу зарекомендовал себя в 1-м минно-торпедном полку как один из самых лихих пилотов. В июне 1944 г. на лихачество Евграфова намекнула газета «Красный Балтийский флот», упомянув о «горке», которую тот сделал на своем «азике» (так летчики полка называли самолет А-20).

Другой примечательный факт: бывший командир звена, в котором служил Евграфов, А.В. Пресняков, через несколько десятилетий после войны написал книгу мемуаров «Над водами Балтики». В ней не упомянуто о присвоении Евграфову звания Героя, даже нет фотографии Евграфова среди фото других Героев, не сказано и о его смерти. Может быть, Евграфов был настолько недисциплинированным, что о его высоком звании бывший командир решил как бы в наказание не писать. А может быть, Пресняков просто затаил обиду. Ведь Евграфов сначала считался учеником Преснякова, по словам газеты «Красный Балтийский флот», к маю 1944 г. имевшего «огромный боевой опыт», поэтому одного из лучших «учителей и советчиков», к тому же обладавшего «простым, общительным, характером». Газета дала понять, что именно Пресняков научил Евграфова работать на новом самолете. И тот сотый транспорт сначала приписали экипажу Преснякова, – как выяснилось, что «желторотый птенчик» Евграфов на 40 минут опередил «усатую гвардию стариков», и на долю Преснякова выпал уже «некруглый» сто первый транспорт.

Про Евграфова вообще говорили, что для командира самолета он «молодо-зелено», так что его лихость могла быть реакцией на подобное отношение. В любом случае, признанная причина гибели Евграфова – неосторожность при выполнении серии фигур высшего пилотажа над аэродромом – имеет под собой основание.

Именем В.Н. Евграфова названа улица в г. Всеволожск Ленинградской области.

17 декабря – 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза В.Н. Евграфова, изображение №2
 

Построение 1-го гвардейского минно-торпедного полка. На заднем плане – самолеты А-20 «Бостон»

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com