Василий Федорович Голубев родился 16 ноября 1912 г. в деревне Каменка (сейчас – в Волховском районе Ленинградской области). В 1933 -1935 гг. проходил срочную службу в РККА. Окончил летную школу Осоавиахима, был начальником планерного клуба района. В 1939 г. призван на учебу в Ейское военно-морское авиаучилище, сразу в отряд третьего, последнего, года обучения. С 1940 г. – летчик-истребитель ВВС Балтийского флота.
Первый бой Голубев принял 13 июля 1941 г., и чуть не погиб: он ошибся, приняв двухмоторный истребитель Ме-110 за бомбардировщик Ю-88. «Мессершмитт» расстрелял мотор И-16, на котором взлетел Голубев, и Василий Федорович остался жив только потому, что аэродром был рядом, а ведомый Голубева Д. Князев отвлек врага.
Начав с ошибки, Голубев постепенно набирал боевой опыт, сражаясь над всем пространством, удерживавшимся войсками Северного, затем Ленинградского, фронта и силами Балтийского флота: над Нарвой и Лугой, над Ханко, над Финским заливом, над Ладожским озером. Голубев с горечью фиксировал все недочеты, которыми изобиловали действия советских летчиков в первые полгода войны. «Ошибки в жизни, как собачий репейник, цепляются друг за друга, превращаясь в большой колючий клубок», констатировал он. Старательно учась воевать, Голубев сначала стал командиром звена, а с февраля 1942 г. – командиром 3-й эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиаполка Балтийского флота. В должности комэска В.Ф. Голубев принял участие в отражении массированного налета немецкой авиации на порты Ладожского озера 28-29 мая 1942 г., командуя группой из восьми И-16, и 23 октября 1942 г. получил звание Героя Советского Союза – вместе с летчиками своей группы Цоколаевым, Байсултановым и Кожановым, комиссаром эскадрильи (см. нашу статью от 8 сентября с.г.)
По количеству упоминаний в военной прессе Голубев мог соперничать с асами Ленфронта В.Г. Серовым и А.Т. Карповым, а из «коллег» по Балтийскому флоту – с В.И. Раковым. Причем газеты рассказывали не только о Голубеве лично, но в описаниях подвигов других летчиков обязательно подчеркивали, что те – из «подразделения /части Героя Советского Союза гвардии майора В. Голубева». В конце 1942 г. Голубев рапортовал о 24 сбитых самолетах лично и в группе, через год – еще о восьми.
16 апреля 1944 г. газета «Красный Балтийский флот» посвятила Герою всю вторую полосу, озаглавленную «Летчик Василий Голубев. Боевые будни мастера воздушного боя – Героя Советского Союза». Во-первых, был представлен боевой счет Голубева, причем по типам самолетов, и оказывалось, что из 39 сбитых лично и в группе самолетов больше всего у Голубева было Ме-109 – четырнадцать штук. С особенным удовольствием газета сообщила о стремлении Голубева навязывать противнику бой, «безостановочно входить в атаки», а также о манере атаковать с предельно короткой дистанции, так, что в одном бою осколки взорвавшегося вражеского самолета врезались в самолет Голубева. (Сам Голубев говорил: «Сто метров – моя любимая дистанция»). Душевно сказано о главной любви Голубева: «Василий чертовски любит летать, и если бы баки его самолета вмещали горючего на 10-20 часов полета – он реял бы в облаках беспрерывно».
Таким образом, в 1942-1944 гг. Голубев был одним из главных, а то и самым главным образцом для подражания в авиации КБФ. Например, давались такие клятвы: «Вступая в партию, я обещаю научиться так бить немца, как бьет его балтийский ас Василий Голубев». В качестве примера для других Голубева называл командующий ВВС Балтийского флота М.И. Самохин.
Сам Голубев рассказал о своей войне в книгах воспоминаний – «Крылья крепнут в бою», и в продолжении, «Второе дыхание». Со страниц этих книг к нам обращается человек отважный, умный, гордый, страстный, с нелегким, едким характером. Под стать характеру и воспоминания Голубева: они заметно отличаются от основной массы советских военных мемуаров, где вооруженные силы СССР изображены крепкой дружной семьей, в которой недостатки и плохие люди – крайняя редкость. Знаменательно и то, что дополненная «Крылья крепнут в бою» была издана в 1984 г. – в конце периода «застоя», а «Второе дыхание» – в 1988 г., во время Перестройки.
Из книг Голубева мы узнаем, что в советской авиации было отнюдь не безоблачно. Что некоторые командиры страдали чванством, молодых летчиков воевать не учили, ведущие в воздухе не считали нужным беспокоиться о ведомых. Что командир мог отправить в полет больного летчика, а комиссар – представитель партии, заявлявшей о себе как о самой справедливой – промолчать. Что летчик погибал просто из-за небрежности техника, что-то не приладившего в самолете. Что кто-то из летчиков мог не взлететь на помощь, видя, как над самым аэродромом их товарища атакует враг. Что летчики отмечали выпивкой победы, Новый год, и могли устроить пьяную драку из-за связистки. Наконец, что советские самолеты обладали массой недостатков, до того, что летчики открыто высказывали желание пересесть на «эркобры» и даже на вражеские Ме-109.
Кстати, о качестве самолетов. В 1943-1944 г. в советских вооруженных силах велось активное рекламирование, в том числе на страницах газет, нового истребителя Ла-5. Его пытались представить самолетом, во всем превосходящим вражеские машины, в первую очередь, «фокке-вульфы»-190, и для подтверждения этого обращались к авторитету лучших летчиков. Однажды в 1944 г. и Голубев, видимо, получил задание – подтвердить, которое выполнил. Правда, выжать прямое признание в «превосходстве» из Голубева не смогли, он написал «великолепные боевые качества» – но все же не идеальные; «в воздухе над Нарвой» – но не везде – «господствуют и будут господствовать до полной победы наши «Лавочкины» – а господство это качественное или количественное, Голубев не уточнил. Все же, как будто в виде компенсации за свою давнишнюю слабость, в книге «Второе дыхание» Голубев подробно разобрал «пороки» Ла-5, дав понять, что «Лавочкины» представлялись более совершенными в сравнении с И-16, и рассказал о гибели замполита полка во время тренировочных полетов на Ла-5.
В 1943 г. Голубев стал командиром 4-го ГИАП, которым командовал до конца войны. После войны продолжил службу в ВВС, затем в войсках ПВО страны, преподавал в Академии Генерального штаба. В 1975 г. уволен в запас в звании генерал-лейтенанта. Скончался в 2001 г. в Москве.