7 ноября – 105-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции

7 ноября – 105-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, изображение №1
В советское время революция в Петрограде 25 октября (по новому стилю 7 ноября) с полным основанием считалась величайшим событием в истории ХХ века, поэтому день 7 ноября был главным праздником советского государства и наполнялся особенными мероприятиями. В крупных городах проводились военные парады, повсеместно проходили демонстрации трудящихся, в магазинах «выбрасывали» дефицитные продукты и промтовары, а также устраивались другие приятные сюрпризы для населения.

В 1942 г. отмечалась 25-я годовщина революции, по официальным понятиям – круглая дата. Однако обстановка самого тяжелого военного года, сорок второго, не позволяла провести праздничные мероприятия по довоенной схеме, особенно – в блокированном Ленинграде.
Последний ноябрьский парад в Ленинграде состоялся в 1940 г., но своеобразным военным смотром отметили и 25-ю годовщину.

Собственно, праздник начался 6 ноября 1942 г. – прослушиванием по радио речи И.В. Сталина; а 7 ноября был зачитан приказ Сталина как наркома обороны. Главными задачами для армии Сталин определил «изматывать» войска противника и «истреблять» его живую силу и технику. Поэтому 7-8 ноября 1942 г. в войсках Ленинградского фронта наблюдался всплеск операций истребительной направленности. В некоторых местах пехотинцы устроили ночной налет на вражеские позиции; артиллеристы нанесли удар по объектам в ближайшем тылу противника; летчики-штурмовики атаковали немецкий аэродром; летчики-истребители сбили два самолета; летчики КБФ на самолетах «У-2» атаковали артиллерийские позиции противника и железнодорожную станцию. Особенно много в праздничные дни было желающих выйти в снайперские засады.

Демонстрации в Ленинграде также не было, как не было украшений. Красные флаги были вывешены; по некоторым сведениям (видимо, не везде), натянули транспаранты. По воспоминаниям жителей, не было плакатов. Если под этим словом подразумевались портреты вождей и другие крупноформатные иллюстрации и лозунги, то неудивительно: стены домов были грязными, разрушения бросались в глаза, и на этом фоне декорации выглядели отталкивающе. Из-за отсутствия уличных мероприятий нет фотографий с видами Ленинграда 7 ноября 1942 г.

Основной радостью было угощение. С июля 1941 г. в Ленинграде не производился белый хлеб. На 7 ноября 1942 г. – только на этот день – городские власти объявили о продаже по установленным месячным нормативам печеного пшеничного хлеба. Согласно воспоминаниям, он продавался в виде польских булок. В некоторых больницах частях на ужин подали пшеничные пирожки с капустой, в воинских частях – с рисом.

Кроме белого хлеба, в период с 28 октября по 6 ноября – каждый продукт в определенный день – была открыта продажа других деликатесов. Свежее мясо и «консервы свиной фарш», сельди, присланные из Мурманска, рис, сливочное масло, сухофрукты, кофе, натуральный чай продавались всем категориям населения; водка и виноградное вино – только взрослым; сахар, яблочный джем или соус, клюква, кедровые орехи – только детям.

С ноября 1941 г. в квартиры Ленинграда не подавалась электроэнергия. Город жил в режиме жесткой экономии, электричество сохранялось только для предприятий и других главных объектов оборонного значения. 4 ноября 1942 г. Ленэнерго объявило, что 6 и 7 ноября в жилых домах, «за исключением части некоторых районов», будет включено электроосвещение. Ток давался только в дома с исправной электросетью. Разрешалось пользоваться лампами мощностью не более 25 ватт, запрещалось включать любые электроприборы; при нарушении этих требований подача электричества немедленно прекращалась, а виновные привлекались к ответственности. В целом праздничное освещение прекращалось в 24 часа 7 ноября: под личную ответственность управдомов выключались общедомовые рубильники.

Ленинградцы отнеслись к годовщине Октября спокойно. Судя по воспоминаниям, люди ожидали большего, в первую очередь, «выдачи большого количества продуктов» – имелось в виду, видимо, и увеличение норм, и разнообразие. Особенно разочаровались дети, ожидавшие конфет, и курильщики, мечтавшие о табаке. Военное 7-е ноября при сравнении проигрывало довоенным, что и стало основанием для некоторых говорить, что и свет дан «кое-где», и праздник отмечается «где-то», только не у них.

Из духовной пищи главной новинкой стала премьера комедии «Раскинулось море широко», состоявшаяся 7 ноября 1942 г. в Театре музыкальной комедии.

Сцена из комедии «Раскинулось море широко»: артисты Нина Пельтцер и Александр Комков исполняют матросский танец

Сцена из комедии «Раскинулось море широко»: артисты Нина Пельтцер и Александр Комков исполняют матросский танец


Весной 1942 г. родилась идея создать к годовщине Октября новое советское театральное произведение. В начале августа 1942 г. политуправление Балтийского флота поручило эту работу поэту Вс. Вишневскому, драматургу А. Крону и поэту В. Азарову. Вчерне пьеса была готова через месяц. Сюжет ее таков: команда связного катера «Орленок», томящаяся в бездействии, наконец получает задание доставить на вражеский берег разведчицу Елену. В доверие коменданта военно-морской базы Чижова втирается вражеский агент Киса, которая раскрывает инкогнито Елены. Та попадает к фашистам, но команда «Орленка» выручает Елену и даже захватывает в плен немецкого офицера, приготовившегося казнить разведчицу. Для создания образа Елены Вишневский использовал судьбу настоящей разведчицы, попавшей к врагу и погибшей. 12 сентября сюжет одобрил Военный совет КБФ. Музыку написали композиторы флота В. Витлин, Н. Минх, Л. Круц. Поставил комедию художественный руководитель театра Н.Я. Янет (в спектакле он же исполнил роль Чижова). 1 ноября спектакль впервые был исполнен полностью, а 7 ноября состоялась премьера.

Сцена из комедии «Раскинулось море широко». Команда «Орленка» (слева направо): Миша Чекрыгин – А.В. Королькевич, боцман Силыч – А.А. Орлов, Жора Бронза – В.И. Свидерский
 

Сцена из комедии «Раскинулось море широко». Команда «Орленка» (слева направо): Миша Чекрыгин – А.В. Королькевич, боцман Силыч – А.А. Орлов, Жора Бронза – В.И. Свидерский


Спектакль вызвал единодушное одобрение – потому, что создавался, в первую очередь, для военных (исходя из сюжета и авторского колектива, для военных моряков), кроме героической линии был наполнен флотским юмором, а также бытовыми сценками из жизни блокированного Ленинграда, то есть стал «своим» и для гражданских ленинградцев. Как сказал А. Крон, «получился любопытный сплав патетики и буффонады, откровенных штампов и чего-то принципиально нового, во всяком случае, для этого жанра».

Комедия оказалась настолько популярной, что, например, 3 декабря 1942 г. Театр музкомедии дал внеплановый спектакль, сбор от которого составил 16 тыс. рублей. К ним работники театра собрали 12 тысяч, и вся сумма пошла на строительство танковой колонны «Ленинградский осоавиахимовец».

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com