Джунуспей Каипов родился 19 октября 1917 г. в селе Кара-Турык (сейчас – село Казахстан под Алма-Атой). В РККА с 1941 г.
Старшина Д. Каипов получил звание Героя Советского Союза посмертно, 1 июля 1944 г. Это награждение имело двоякое значение.
Работа с бойцами – представителями национальных меньшинств, в первую очередь, азиатских народов, обрела особую важность во время войны. Во-первых, это отвечало тезису о нерушимой дружбе между народами СССР, которому противопоставлялись идеи нацизма. Например, И. Эренбург в одной из статей писал: «В Советском Союзе татары, казахи, узбеки, башкиры стали строителями культуры, гражданами великого государства. Чем они были бы в Германии? – Рабами. Татары и казахи не хотят быть рабами и молиться Гитлеру».
С практической точки зрения было необходимо быстрее поставить в строй, научить воевать людей, большинство из которых почти не знало русского языка. В этой связи была развернута кампания по подготовке агитаторов среди «бойцов нерусской национальности». Несмотря на безграмотность этого термина, политработа проводилась все же с учетом конкретной национальности, но минимум до осени 1943 г. агитбеседы для не понимавших по-русски в частях Ленинградского фронта велись лишь на татарском и казахском языках – возможно, потому, что из всех тюркских народов представители именно этих составляли большинство в частях фронта.
Содержание бесед было однотипным: «будем воевать, как батыры», «крепко бить фашистских жалмаузов (кровавых злодеев, ненасытных чудовищ)», «мне, свободному казаху, и Москва – родина, и Ленинград – родина, чтобы вольно жили казахи, чтобы свободно жил Ленинград – я должен убивать немцев!» Изучалась книга Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», другие документы и газеты. Для доходчивости этим беседам иногда придавали домашний вид, в некоторых частях их проводили в виде однодневных сборов, на которых доклады перемежались с застольем и заканчивались песнями и танцами, или даже устраивались полковые чайханы.
Соответственно, не упускались из виду подвиги, совершенные неславянами. Главными примерами на Ленинградском фронте были герои-снайперы узбек Тэшабой Адилов и башкир Ахат Ахметьянов, но и бойцам других национальностей уделялось внимание, в частности, казахам. Так, с 6 ноября 1942 г. фронтовая газета «На страже Родины» стала выходить и на казахском языке. Осенью 1943 г. вышла в свет брошюра «Казахи в боях за город Ленина», изданная политуправлением фронта на казахском языке. В ней рассказывалось о подвиге Султана Баймагамбетова, закрывшего своим телом амбразуру немецкой ДЗОТ, о пулеметчике С. Нурмухамбетове, автоматчике К. Кожахметове, капитане И. Намазбаеве, и других. И на соседнем Волховском фронте Каипов – казах, коммунист, к тому же образованный для того времени человек (8 классов) – был подходящей кандидатурой для представления к званию Героя Советского Союза.
Но главное – ценность работы Каипова в бою. Как раз в первый день наступления войск Ленинградского фронта – 14 января 1944 г. – газета «На страже Родины» вышла с передовицей «За отличную слаженность орудийных расчетов». В ней говорилось, что сопровождать пехоту «огнем и колесами» во все время боя, расчищать ей путь вперед – «святой долг» артиллеристов. Эта проблема – плохое взаимодействие артиллерии и пехоты в наступательном бою – существовала всегда, о ней говорили и до того. Укрепленные огневые точки – ДОТ и ДЗОТ – были основой оборонительных позиций противника, а своих средств для их уничтожения советская пехота не имела, отчего несла большие потери, замедляла темп наступления и вынуждена была пробивать себе путь любыми способами, вплоть до закрывания амбразур телами. Так что артиллеристов и минометчиков настойчиво убеждали не ждать заявок от пехоты, а самим выявлять и уничтожать огневые точки. Эту задачу Каипов выполнил.
Во время операции по полному освобождению Ленинграда от блокады старшина Каипов командовал орудием в 59-й армии, наступавшей на Новгород. (Напомним, что Новгород в начале 1944 г. входил в состав Ленинградской области, а освобождение Новгорода означало выход в тыл синявинскому выступу 18-й немецкой армии и очищение Московской железной дороги, по сей день главной артерии, соединяющей Санкт-Петербург с остальной страной). В первый день наступления, 14 января 1944 г., орудие Каипова уничтожило четыре ДЗОТ и противотанковую пушку. Чтобы занять выгодную огневую позицию и проложить путь пехоте огнем прямой наводкой, расчет протащил орудие на руках 800 метров через незамерзшее болото. 17 января Каипов сам разведал и уничтожил минометную батарею, мешавшую продвижению пехоты. Кроме того, с 14 по 20 января 1944 г. орудие Каипова уничтожило два пулемета и группу вражеской пехоты, а 20 января расчет Каипова одним из первых ворвался в Новгород.
Указом от 1 июля 1944 г. звание Героя присваивалось исключительно артиллеристам, оказавшим поддержку пехоте в бою, в первую очередь, артиллеристам – противотанкистам. В Указе было 23 имени; шесть человек получили звание посмертно. Из общего числа награжденных по этому Указу шестнадцать отличились в зимних 1944 г. боях под Ленинградом (А.Ф. Кочубаров был сослуживцем Каипова по 20-й легкой артбригаде и «соседом» по боям за Новгород); посмертно были награждены пятеро.
Джунуспей Каипов погиб 6 февраля 1944 г. Его могила находится в поселке Батецкий Новгородской области. Именем героя названа улица в Батецком