Идея поставки электричества в Ленинград через Ладожское озеро возникла в начале 1942 г., в ходе активных поисков выхода из энергетического дефицита, в котором оказался город.
Принято считать, что создание линии началось с решения проблемы кабеля. До блокады электроэнергия от Волховской электростанции поставлялась в следующем напряжении: в Ленинград – 110 киловольт, в область – 35 киловольт. Но второе напряжение было невыгодным с точки зрения потери энергии при передаче, а для первого в блокированном Ленинграде не было ни кабеля, ни трансформаторов, ни другого оборудования. Поэтому в строящейся линии было решено применить напряжение в 60 киловольт.
Изготовить кабель для подводной части линии было поручено ленинградскому заводу «Севкабель». Но для этого сначала нужно было восстановить, хотя бы частично, производство на заводе, эвакуированном в 1941 г. В первые месяцы 1942 г. на «Севкабеле» были восстановлены силовой, прокатный, частично волочильный и пропиточный цехи. В мае началось изготовление кабеля. Поскольку некоторые виды работ для ослабевших от голода женщин и подростков были непосильны, из Москвы прислали двух рабочих, которые выполняли самые тяжелые операции. Для изготовления кабеля понадобилось 500 тонн меди, 1200 тонн свинца, 1500 тонн бронематериалов и 2500 кубометров леса. В городе не было кабельной бумаги, и 300 тонн бумаги, подходившей для изоляции, изготовила фабрика «Гознак». Всего для ладожской линии было изготовлено 120 км кабеля – 280 барабанов по 11 тонн весом каждый.
Одновременно с изготовлением кабеля шло восстановление Волховской электростанции. Ее эвакуация была начата в сентябре 1941 г., после того, как Ленинград был отрезан, но, в связи с успехом контрнаступления под Тихвином, в конце декабря 1941 г. было принято решение о частичном восстановлении электростанции. Завод «Электросила» отправил на ГЭС конструкторов, монтажников, наладчиков-испытателей, которые к середине августа 1942 г. восстановили три гидрогенератора из восьми.
7 августа 1942 г., согласно принятому Военным советом Ленинградского фронта решению, начался третий этап: прокладка линии. На обоих берегах озера работали бригады Ленэнерго. Вся линия представляла собой два участка воздушной проводной связи напряжением в 60 киловольт, понизительную станцию на мысе Кареджи, подводный участок по дну Шлиссельбургской губы напряжением в 10 киловольт и станцию повышения в Ваганово.
При установке воздушных участков частично использовали сохранившиеся опоры, частично возводили новые. Для защиты от вражеской авиации трансформаторы устанавливались на значительном расстоянии друг от друга, и каждый имел свое распределительное устройство. Приборы релейной защиты, контрольно-измерительная аппаратура, аккумуляторные батареи и зарядные агрегаты устанавливались в укрытиях блиндажного типа, с потолками в три наката.
Сложнее всего было проложить подводную часть. По одним сведениям, это делалось с помощью двух барж: на одной фрагменты кабеля сращивали муфтами, другая везла готовую нить через озеро; согласно другой версии, обе эти операции выполнялись на одной барже. Прокладка каждой линии длиной 23 км занимала 12-14 часов. Первые четыре линии укладывались в ночное время. Занимались прокладкой кабеля по дну силы Ленэнерго, Северо-Западного речного пароходства и Балтийского флота.
Решение от 7 августа определяло строк постройки линии в 56 суток, однако к исходу 45 суток заработало два кабеля, и 23 сентября 1942 г., в 18 часов 30 минут, линия электропередачи от Волховской ГЭС была включена в систему Ленэнерго. 30 сентября подключился третий кабель, 7 октября – четвертый. Последний, пятый, кабель прокладывали 30 октября 1942 г., причем для скорости работу выполняли днем. Это привлекло внимание вражеской авиации. Кабель был проложен, но в результате бомбардировки погибли водолаз С.П. Садовский и гидрограф П.Т. Ивановский; ранения получили командир отряда водолазов В.А. Михайлов, кабельщики Е.С. Долгинский и В.А. Федоров.