19 сентября – 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Н.А. Клочко

19 сентября – 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Н.А. Клочко, изображение №1
 

Николай Антонович Клочко родился 19 сентября 1907 г. в селе Воронеж под Сумами. В РККА – с 1929 г. Первые боевые задания начал выполнять в том же году (вероятно, в ходе конфликта на КВЖД). Закончил Харьковскую военно-авиационную школу. Участвовал в советско-финляндской войне.

Во время битвы за Ленинград Клочко служил в 34-м гвардейском бомбардировочном авиаполку 13-й воздушной армии. Этот полк, судя по материалам газет, в Ленинграде считался «главным» бомбардировочным, и публикации о «Н-ской Краснознаменной авиачасти пикирующих бомбардировщиков» появлялись регулярно. Неоднократно упоминался в них и Клочко. 10 сентября 1944 г. газета «На страже Родины» посвятила статью ему лично. В ней сказано, что полет эскадрильи Клочко можно было узнать по «почерку» – «крыло к крылу, точно сшитые»; что Клочко мог безошибочным чутьем угадать момент в пикировании, когда сброшенные бомбы ложились точно в цель; что все фотоснимки атакованных Клочко объектов подтверждали их уничтожение; что молодежь эскадрильи называла Клочко «батей», а он сам ко времени написания статьи совершил 120 вылетов на бомбардировку, провел 1800 часов в воздухе.

Десять дней спустя газета рассказала о празднике: эскадрилья Клочко получила самолеты Пе-2, построенные на средства жителей Ленинграда. Эскадрилью так и назвали – «Ленинград»; кроме имени города, на фюзеляжах был нарисован знак, сочетавший Адмиралтейство, памятник Ленину и Медный всадник. На следующий день эскадрилья «Ленинград» вылетела на первое боевое задание, правда, из-за «праздничности» этот вылет возглавил не Клочко, а командир полка М.Н. Колокольцев.

19 сентября – 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Н.А. Клочко, изображение №2
 

Звание Героя Советского Союза майору Н.А. Клочко было присвоено через полтора месяца после окончания войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. Тогда Героями стали многие: в Указе от 29 июня значатся 105 имен, а в предыдущем, от 27 июня – 243 имени. Конечно, это было связано с эйфорией Победы, с только что состоявшимся парадом Победы, видимо, и с присвоением Сталину звания генералиссимуса – однако нельзя считать эти награждения исключительно «декоративными». Вооруженные Силы ждала массовая послевоенная демобилизация, одновременно – приток молодого пополнения. Газета «Красная звезда» 7 июля 1945 г. поместила передовицу «Герои Отечественной войны – носители передового боевого опыта», согласно которой герои – «живые свидетели и творцы нашей победы» – в своих воинских частях должны были стать и наставниками, и примерами для молодежи. При этом газета подчеркнула: «дороги войны полны трудностей и опасностей» – и потребовала «правдивого освещения боевых действий» в смысле изучения промахов и ошибок наравне с положительными примерами. 12 июля газета продолжила тему, но сузила ее в специальном смысле: передовая статья называлась «Отлично обучать молодые летные кадры».

Если не считать летно-боевой опыт, в отношении «трудностей и опасностей» Клочко действительно мог служить примером – того, как, получив тяжелое ранение, находить в себе силы для выполнения обязанностей в бою. Первый боевой вылет во время Великой Отечественной войны Клочко совершил 24 июня 1941 г. Бомбили колонну немецких танков под Островом, одновременно отбиваясь от «мессершмиттов». От последних удалось оторваться – и тут Клочко получил разрывную пулю под левую лопатку. До аэродрома он довел самолет одной рукой. Во второй раз Клочко был ранен в 1942 г. – осколок зенитного снаряда застрял в шее, Клочко на время потерял сознание и вывел самолет из пике у самой земли. Медики не рискнули вынимать осколок, и Клочко продолжил летать с ним. 14 августа 1943 г. под Синявино Клочко был ранен в лицо, вновь потерял сознание. Штурман Н.В. Теренков (стал Героем Советского Союза в 1944 г.) вывел самолет из пике, развернул в сторону аэродрома, а затем привел командира в чувство, и самолет сажал Клочко, а Теренков сидел рядом и стирал ему с лица кровь. Левый глаз Клочко значительно потерял зрение, но Клочко не согласился его удалять: боялся, что с одним глазом его не допустят до полетов. Всего Н.А. Клочко совершил 350 боевых вылетов.

После войны Н.А. Клочко продолжил службу в ВВС; в запас был уволен в 1954 г. Скончался в Ленинграде в 1981 г. Похоронен на Северном кладбище.

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com