14 сентября – 80 лет со дня подвига экипажа подводной лодки «Лембит»
Подводная лодка «Лембит» была построена в 1937 г. в Великобритании для флота Эстонской республики, в 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в прорыве кораблей флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941 г.
С конца августа 1942 г. лодка «Лембит» крейсировала у входа в Ботнический залив. 14 сентября в 12-м часу утра с лодки были замечены возле острова Утё три транспортных судна в сопровождении трех сторожевых кораблей и катера. Командир лодки А.М. Матиясевич впервые в военно-морской истории применил двойной залп: выпустил одновременно две торпеды в расчете на поражение двух целей. Два транспорта были торпедированы, однако сразу после этого лодка подверглась атаке сторожевого корабля. От разрывов бомб на глубине 30 м произошел взрыв и пожар в выгородке аккумуляторной батареи, через поврежденную шахту лага в лодку стала поступать вода. Ожоги, контузии, отравление газами получили 13 чел. – все, кто в момент взрыва находился в центральном посту. Был сильно обожжен старший радист Ф. Галиенко: из лючка батарейной вентиляции вырвалось пламя и ударило радиста в грудь и лицо. Кроме того, взрывом Галиенко раздробило пяточные кости.
Лодка легла на грунт на глубине 36 м и находилась под водой более 10 часов. Несмотря на использование кислородных приборов, дышать становилось практически невозможно, из-за недостатка кислорода люди начали мерзнуть. Матиясевич решил всплывать; проверили работу механизмов (кроме гребных винтов, на которых лежала лодка); раздали оружие. Из сдвинувшихся от взрывов клапанов вентиляции выходил воздух, продувка цистерн сжатым воздухом была под угрозой, и уже готовились отдавать аварийный киль. Только на «Лембите» существовала система сбрасывания аварийного киля для всплытия, но после отдачи киля лодка не могла ходить под водой. Все же удалось привести в порядок клапаны, цистерны продули, и лодка всплыла.
Из воспоминаний А.М. Матиясевича: «Отдраиваю рубочный люк. Давление воздуха в лодке значительно выше, чем на поверхности моря, и меня буквально выбрасывает на мостик… Резкий перепад давления, ворвавшаяся в лодку струя свежего воздуха валит моряков с ног, некоторые теряют сознание».
Всплыв, командир принял решение отступить в Финский залив. В ночь на 18 сентября лодка была вновь атакована противолодочными кораблями, получила дополнительные повреждения. 19 сентября 1942 г. подводная лодка «Лембит» пришла к советской военно-морской базе на острове Лавенсари.
За этот подвиг весь экипаж лодки был награжден: 11 человек, в том числе сам Матиясевич, получили орден Ленина, 14 – орден Красного Знамени, 12 – орден Красной Звезды.