5 июля – 80 лет со дня принятия Военным советом Ленинградского фронта постановления «О необходимых мероприятиях по превращению Ленинграда в военный город».

Главным пунктом постановления стало решение об оставлении в городе минимума «самодеятельного» населения, необходимого для работы оборонной промышленности (в пользу войск фронта и сил Балтийского флота), топливно-энергетической промышленности и транспорта, для обеспечения выпуска продукции, насущно необходимой горожанам, для обеспечения работы городского управления и хозяйства, для службы МПВО и противопожарной охраны, а также для оборонительных работ вокруг города. В связи с этим предполагалось эвакуировать вглубь страны до 300 тыс. чел., в том числе: женщин с двумя и более детьми, инвалидов и пенсионеров с семьями, учащихся ремесленных училищ, учащихся институтов и техникумов, преподавателей, артистов, писателей, ученых с семьями, воспитанников детских домов, рабочих и служащих, временно потерявших трудоспособность, с семьями, больных, работников эвакуируемых предприятий с семьями. Эти категории горожан должны были быть эвакуируемы в обязательном порядке. По желанию могли выезжать женщины с одним ребенком. Эвакуацию было приказано завершить к 15 августа.

Эвакуация началась с 6 июля, и очевидцы сразу же отметили «сумятицу, вызванную принудительной эвакуацией стариков и многодетных женщин», и даже «нескрываемое недовольство»: «в трамвае две каких-то женщины заявляли, что их посылают на верную гибель». Для тех, кто не желал уезжать, власти придумали простой способ: не выдавали карточки на следующий месяц. В июле 1942 г. в городе стали обычными такие сцены: «на подоконниках в окнах первых этажей уезжающие раскладывают свои вещи и продают прохожим. На Знаменской улице – целый ряд таких своеобразных магазинов. Большинство же уезжающих продает свой скарб прямо на улице, чаще всего – у ворот своего дома. Вещи отдают буквально за бесценок, особенно поражают цены на мебель, ее уступают чуть ли не даром, но, несмотря на это, многие не успевают продать свои вещи и уезжают, бросив накопленное в течение долгих лет».

Путь эвакуации был тот же, что и во время работы ледовой дороги: с Финляндского вокзала поездом (два состава в сутки) до станции Борисова Грива, оттуда машинами до мыса Осиновец, водой до Кобоно-Кареджского порта и далее по железной дороге в Вологду, Ярославль и Иваново, откуда люди следовали в пункты назначения. За июль-август 1942 г. через Ладожское озеро было перевезено около 330 тыс. чел.

5 июля – 80 лет со дня принятия Военным советом Ленинградского фронта постановления «О необходимых мероприятиях по превращению Ленинграда в военный город»., изображение №1

Кроме эвакуации, постановление от 5 июля говорило о сохранении жилищного фонда, аварийно-восстановительных работах, порайонном сокращении магазинов, столовых и т.п. учреждений, переселения оставшихся горожан в пустующие квартиры и об усилении МПВО и пожарной охраны.

Поскольку постановление вышло под грифом «совершенно секретно», в газетах о нем не сообщалось. Однако полностью скрыть мероприятие такого масштаба было невозможно, и время от времени в «Ленинградской правде» появлялись статьи с характерными названиями, например: «Оградим наши жилища от мародеров (8 июля), «Неустанно готовить производственные кадры» (11 июля), «Каждый ленинградец должен быть бойцом МПВО» (15 июля), а 5 июля было опубликовано решение горисполкома от 30 июня о высылке эвакуированным необходимых документов и справок.ПоделитьсяСохранить в закладках

Музей обороны и блокады Ленинграда

21 июн в 13:59

Редактировать

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com