на главную страницу Кинохроника, телепередачи и фильмы о войне
       Документы музея        История музея        Экспозиция        Выставки        Печатные издания        Обособленная экспозиция        Пишите нам        Cувениры
 
      04 мая 1942
В Ленинграде вновь открылись школы.
      22 мая 1942
Началась навигация на Ладожском озере.
      31 мая 1942
На стадионе “Динамо” состоялся первый футбольный матч между командами, составленными из воинов Ленинградского фронта и рабочих Ленинграда...
Подробнее>>
      01 мая 1943
Ожесточенный обстрел города, продолжавшийся с 8 часов 54 минут до 18 часов 35 минут.
      06 мая 1943
В этот день только на территории “Кировского завода” разорвалось 256 снарядов, завода “Большевик” - 869 снарядов...
Подробнее>>

Полная хроника блокады

Выставка «Свидетельствуя и вспоминая»

     
Выставка «Свидетельствуя и вспоминая»

     
В основе выставки коллекция живописных полотен, посвященная блокаде Ленинграда, предоставленная в дар музею Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.

     
Одни работы, представленные на этой выставке, являются прямыми свидетельствами о блокаде: они были созданы в осаждённом городе. Другие были созданы позже, но отражают собственные воспоминания художников. Есть и те, которые следуют документальным свидетельствам и рассказам очевидцев, воплощая то, что мы условно называем коллективной памятью.

     
Перед вами – череда образов блокадной трагедии, пятнадцать разных полотен и листов, взгляды разных авторов.

     Работы военного времени представляют тему бедствий Ленинграда в совершенно разных ракурсах. Картины Николая Рутковского (1907–1979) повествуют о семьях, преследуемых войной и осадой – холодом, голодом, бомбами, превращающими дома в руины. Сиротство запечатлено Рутковским как всеобъемлющая трагедия, а семейные узы ­ как воплощение того человеческого начала, которое до последнего противостоит наступающему злу. Обе работы Рутковского, представленные на выставке – это непосредственные свидетельства очевидца и участника событий, призыв к состраданию и одновременно свидетельство обвинения.

     Между тем под кистью Георгия Мосеева (1909–1987) разрушение, запустение и тревога показаны с некоторой отстранённостью. Художник любуется увиденным, то без трепета глядя в глаза смерти, то – уже в 1945 году – предвкушая мирный исход событий. Изящный «Вид из окна» символизирует победу художника над окружающими его страданиями. Образ израненного города эстетизирован, наполнен светом и цветом. Тема смерти представлена сколь наглядно, столь и отстранённо ­ это рисунок черепа, «картина в картине», отсылающая к многовековой традиции аллегорий «Memento mori». Трагедия осаждённого города предстаёт в исторической перспективе, в ряду бесчисленных несчастий и потрясений.

     Выдержки из документов, дневников, воспоминаний сопровождают выставленные работы, включая их образы в динамику исторических событий.

     В основе выставки – новые поступления, прежде всего – полотна, предоставленные музею в дар Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.

     

01.04.2017


СПб ГБУК "Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда" ©
Разработано © 2009-2010 D & S

7+
Выборы президента России    Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны