Открыта выставка «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду»

11 ноября 2020 года в 16.00 в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда (Соляной переулок, д. 9) состоялось торжественное открытие выставки «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду», приуроченной к 110-летию со дня рождения композитора и музыковеда Александра Семёновича Розанова. Совместный проект Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск» и Народного музея культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…», посвящён семейной паре – художнице и музыканту, – которые внесли значительный вклад в отечественную культуру.

Торжественную часть церемонии открыла директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Е.В. Лезик. В своём вступительном слове она отметила, что выставка не только представляет работы двух выдающихся деятелей отечественной культуры – Милютиной и Розанова, – но и открывает цикл «Семейные истории».

Мы с Вами знаем, что сегодня как никогда интересны судьбы выдающихся людей блокадной поры, судьбы простых людей, поэтому востребован такой материал, как дневники, письма, воспоминания, мемуарная литература опубликованная и неизданные мемуарные документы. Нам хочется показать тех людей, на которых держит равнение наша культура, – добавила Е.В. Лезик.

С приветственным словом к гостям выставки обратился директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Он поблагодарил Музей обороны и блокады Ленинграда за рассказ о людях во время блокады на примере замечательной семьи ленинградских интеллигентов.

– Сама по себе очень трогательная, красивая история, полная важных размышлений и парадоксов. Бывает, что у многих людей события войны, трагедии, оказались самыми яркими в жизни или одними из самых ярких. Любовь, которая рождается во время блокады… Творчество, которое оказывается самым ярким, сделано в войну… Парадокс в том, что рисунки, графика, оказались более красноречивыми, чем фотографии.

Главный хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Е.А. Харлашова отметила, что лично знала пару, которой посвящена выставка:

Мне очень повезло в жизни. Я познакомилась с Верой Владимировной и Александром Семёновичем в молодом возрасте: первый раз я пришла к ним в дом, когда училась в 10-м классе школы. Знакомству с ними, а потом – длительной дружбе, я обязана музею «А музы не молчали…». Как писал искусствовед Михаил Герман, большая радость, большая удача, когда в жизни человека случаются люди, которые становятся своего рода камертоном: камертоном человечности, камертоном порядочности.

Руководитель Народного музея «А музы не молчали» Ольга Герасимовна Прутт также выразила признательность за организацию выставки, подчеркнув значимость и высочайший духовный уровень Веры Владимировны и Александром Семёновича, их совместный вклад в историю ленинградской культуры.

На выставке «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду» представлено наиболее полное собрание блокадной графики Веры Владимировны Милютиной: 17 работ художницы из цикла «Эрмитаж в дни блокады», среди которых три фотографии рисунков, позднее утраченных, шесть эскизов костюмов к постановкам ансамбля А.Е. Обранта военных лет из собрания Музея обороны и блокады Ленинграда, а также графическая серия «Архитектурные сооружения в Павловском парке» (1956–1958 годы), книги А.С. Розанова по истории музыки, публикации его музыкальных сочинений, переложения «Ленинградской поэмы» для двух фортепиано, написанной им в 1943 году.

Вера Владимировна Милютина (1903–1987) окончила театральный факультет Высшего художественно-технического института (бывшую Академию Художеств). Работала в Малом оперном театре (ныне Михайловский), где занималась реставрацией театральных эскизов. Войну встретила главным художником Ленгосэстрады. Все блокадные годы оставалась в Ленинграде. Работала в ИЗОРАМе, в Ленгороформлении, «одевала» легендарный ансамбль Обранта, рисовала портреты женщин-оборонщиц. Создала серию рисунков «Эрмитаж в дни блокады», ставших событием в истории блокадной графики. В.В. Милютина известна в первую очередь как блокадный художник, также автор многочисленных графических серий пейзажного и интерьерного плана.

Александр Семёнович Розанов (1910–1994) окончил Ленинградскую консерваторию, выступал как концертирующий пианист. В 1932 году был репрессирован. В 1935 году освобождён и отправлен на поселение в Кировск, где работал школьным преподавателем музыки. С началом войны попал на фронт. Затем стал концертмейстером ансамбля А.Е. Обранта, сочинял оркестровую музыку, принимал участие в выступлениях перед воинскими частями и в блокадном Ленинграде. В январе – феврале 1943 года Розанов написал «Ленинградскую поэму», задуманную как оркестровое сочинение, но дошедшую до наших дней в фортепианной версии. В послевоенные годы много работал как композитор, создавал оркестровые и инструментальные произведения, создал музыку к спектаклям Ленинградского театра кукол. Написал книги о Полине Виардо, «Музыкальный Павловск» об истории музыкальных Павловских концертов и «Северная звезда» о М.И. Глинке.; А.С. Розанову мы обязаны знакомством с творчеством малоизвестного русского композитора XVIII века Н.П. Яхонтова и неизвестными партитурами Д.С. Бортнянского.

Имена А.С. Розанова и В.В. Милютиной начертаны на Листах Памяти «Золотой книги Санкт-Петербурга».

Выставка продлится до 11 февраля 2021 года

Санкт-Петербург,Соляной пер., 9

(812)275-75-47

gmmobl.spb@gmail.com